Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэзия второй половины ХIХ века




Занятие 2.

Федор Иванович Тютчев
(1803-1873)

Тютчев был гениальным лириком-философом. Он создал не просто пейзажную лирику, но натурфилософскую, пантеистическую. Тайна мироздания, по мысли поэта, непознаваема, но может быть приоткрыться человеку, находящемуся на границе жизни и смерти, "дня" и "ночи", в моменты катастроф и разрушений. Любовь в изображении Тютчева отличается романтической возвышенностью, трагизмом, роковым характером. Такая любовь подобна стихиям. В ней все определяется не земными, но космическими масштабами. Поэтическое наследие Тютчева невелико - всего около 300 стихотворений. Творчеством Тютчева горячо восхищались Пушкин и Некрасов. Значение творчества Ф.И. Тютчева для мировой культуры, для жизни каждого человека, независимо от национальности определил Л.Н. Толстой: «Без него нельзя жить». В произведениях Тютчева мы находим и тонкое описание природы, и глубокое размышления о смысле жизни, и проникновенные строки о любви. Жизнь человека, как и природа, по мнению поэта, бесконечно в своем возрождении. Весна молодости и осень зрелости встретились в строках одного из самых прекрасных произведений Тютчева, имеющего посвящение «К.Б.». Все вопросы, возникающие в сознании поэта, сливаются в одну главную проблему – в тайну человеческого бытия, его лирический герой всю жизнь стремился разгадать: «что значит человек? Откуда он, куда идет? И кто живет над звездным сводом?». Уже в этих вопросах отражены два героя тютчевской лирики – мир человека со своими вечными вопросами. Природа – основная тема творчества Тютчева. Поэт изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом – олицетворение. («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится»). Одной из центральных тем в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений.

Контрольные вопросы и задания по Тютчеву

1. Какие стихотворения Тютчева вам запомнились и почему?

2. Что нового вы узнали о мире и о себе, читая стихи Тютчева?

3. Убедил ли вас Тютчев, что природа «не слепок, не бездушный лик»?

4. Как решается в поэзии Тютчева романтический конфликт жизни души и 2наружного шума» действительности? («Душа моя – элизиум теней…», «Silentium», «О, вещая душа моя..».)

5. В чем поэт видит трагедию человеческого бытия? («Фонтан», «О, этот Юг…», «Певучесть есть в морских волнах…», «От жизни той, что бушевала здесь…».) В чем Тютчева видит смысл и оправдание человеческого бытия? («Цицерон», «Из края в край…», «Два голоса».)

6. В чем связь, по мысли Тютчева, трагедии человека в мире и трагичности любви?

7. Выучить по выбору стихотворение Тютчева.

 

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

Творческий путь Фета длился более полувека. Основные темы фетовской поэзии - красота, природа, любовь, искусство в их взаимосвязи, взаимопроникновении. Поэзия Фета проникнута светлым настроением, передает чувство радости бытия, ощущение абсолютной гармонии человека и природы. В более поздний период у поэта появляется трагическое сознание невозможности абсолютной гармонии. Фет рисует не характер лирического героя, но его настроения, переживания. Важная особенность лирики Фета - "зоркость к красоте". Исключительна музыкальность поэзии Фета. На его стихи создано множество романсов. Сын русского дворянина Афанасия Неофитьевича Шеншина и немки Шарлотты Беккер, в четырнадцать лет Афанасий потерял все – дворянство, право владение незаконнорожденным, и от этого клейма его спасло лишь то, что немецкие родственники признали мальчика. От них он получил немецкое гражданство и фамилию Фет, которая позже, при публикации его ранних стихов, потеряла по вине наборщика точечки «ё» и стала его литературным псевдонимом. Юноша окончил университет, его первые стихи были высоко оценены критикой, перед ним открывалась карьера литератора. Но он выбирает военную службу, к которой не чувствует никакой склонности, поскольку она давала возможность, дослужившись до определенного офицерского чина, вернуть утраченное звание русского дворянина. Дважды он был уже близок к ней, и дважды на пути вставали новые указы, по которым для получения дворянства нужно было иметь более высокий чин. Служба не дала и материального благополучия – отсутствие средств заставило Фета расстаться с женщиной, которую он любил и помнил до конца своей жизни. Но только после женитьбы Афанасий Афанасьевич вернул себе дворянство и право носить фамилию отца – Шеншин, купил старинную усадьбу в Курской губернии – Воробьевку…

 

Контрольные вопросы и задания по Фету

1. Сопоставьте стихотворения Фета «Сияла ночь…», «Я тебе ничего не скажу…» со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил…». В чем они схожи? Чем различаются?

2. Найдите у Фета безглагольные стихотворения. Какой эффект достигает отсутствие глаголов?

3. Найдите у Фета стихотворения, где используется анафора – повторение одного и того же слова или синтаксической конструкции в начале строк или строфы. Что достигается таким повтором? Всегда ли одинаков эффект?

4. Как музыкальность связана с содержанием стихов?

5. Какие романсы на слова Фета вы знаете? Как вы думаете, почему на стихи этого поэта написано так много романсов?

6. Напишите сочинение на тему «Над строкою Фета» (анализ одного стихотворения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.