Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия 7




Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»

Толстой Алексей Николаевич (1883 - 1945), прозаик, поэт. Родился 29 декабря (10 января н. с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом, либералом и наследником "шестидесятников", к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. В 1907, незадолго до защиты дипломной работы, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки". В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Севастопольские рассказы — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны. В романе «Война и мир» описывает царство интриг, где идет борьба за личные блага, - то общество, где невольно приходится вращаться героям романа. Семейка Курагиных несет беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. Мучительно переживают состояние всеобщего хаоса лучшие герои романа. Пьер Безухов невольно оказывается игрушкой в руках ловких светских хищников и интриганов. Его женят на Элен Безуховой, втягивают в нелепую дуэль с Долоховым. Пьер пытается решить вопрос о смысле жизни. «Кто прав, кто виноват, какая сила управляет всем». Жизненный путь главных героев – это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к «миру», к разумной общей жизни. Андрей предстает человеком, четко знающим свою цель и верящим в свою звезду. Он мечтает о славе, о торжестве Русской армии. Кумиром его является – Наполеон. Но мечтая о славе, он стремится к общей пользе. Но мечты его слишком возвышенны и далеки от реальности. Война показала истинных героев. Это, прежде всего безвестный Тушин в Шенграбенском сражении, но уж очень невзрачен и прост этот «капитан без сапог». Князь Андрей окрылен проектом спасания Армии. Но видит только беспорядок и неразбериху. В Аустерлицком сражении он бежит к славе, к своей мечте со знаменем в руках. Он видит небо. Это «голубое, чистое бесконечное небо». В душе его совершается переворот. Он вспомнил сестру, жену, отца. Потянуло к простой и тихой семейной жизни. Но жизнь как бы мстит ему за гордость и идеализм. Жена умирает. Князь возвращается к простой жизни, к хозяйству, воспитанию маленького сына. Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном приближает князя Андрея к земной жизни. Возродилось желание жить и любить. Но простота и доверчивость не под силу Андрею Болконскому. Всеми предчувствуется невозможность их счастья. Для Наташи князь загадочен. У Наташи каждое мгновение жизни должно быть наполнено живой и деятельной любовью! Он не смог понять и простить ее. Образ Пьера задуман как образ будущего декабриста. Вспомните, что в салоне Анны Павловны Шерер он защищал идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя его вождем восстания. Пьер, особенно дорог Толстому. Жадный интерес к жизни, к тому, что происходит в ней, будь то светская жизнь, политика, в нем энергия и детская непосредственность. При описании Пьера звучит добрая авторская ирония. Но не найдя истинного смысла жизни, Пьер тратит свои силы на разгул в компании Долохова и Анатолия Курагина. Он совершает ошибки. Самая страшная ошибка, связывает свою жизнь с Элен, женщиной безнравственной. Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Масоны призывали к нравственному самосовершенствованию. Идеи «равенства, братства и любви» привлекают Пьера. Пьер решил облегчить жизнь крепостных, чувствует себя счастливым. Пьер Безухов руководствуется желанием «быть вполне хорошим. Любовь пробуждается к Наташе, озаренная поэзией. Сначала незаметно для себя, но все больше охватывает его, Нежное бережное чувство, вначале дружеское участие, молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими.

Контрольные вопросы и задания

1. Каким изображен народ в романе?

2. Как изображен М.И. Кутузов в романе?

3. В чем особенности изображения Наполеона в романе?

4. Что вы узнали из первой части о семье Ростовых?

5. Как изменилось положение Пьера со смертью отца?

6. Каким представляется вам князь Андрей?

7. Почему сражение под Аустерлицем было проиграно?

8. Напишите сочинение на тему «Женские образы в романе «Война и мир»».

 

Тема занятия 8. А.П. Чехов. Рассказы. «Вишневый сад»

Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя

внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

17 января 1904 года зритель впервые увидел постановку пьесы «Вишневый сад». Это одно из главных, программных произведений писателя. В пьесе мы находим сложное переплетение различных мотивов.. В пьесе немало комических фигур: незадачливый конторщик Ениходов по прозвищу «Двадцать Два Несчастья», и простоватого помещика Симеонова–Пищика. Забавные черты есть у многих героев. Сам автор назвал ее комедией. Но так ли это? Весь художественный мир пьесы делится на мир старого, мир настоящего и будущего. Л.А. Раневская – помещица, представительница России уходящей. Ей нравится сорить деньгами – она раба своих прихотей. Она бездеятельна, живет по инерции, не стремится изменить свою жизнь. Еще дин герой из мира уходящего – Гаев. Он любит пышные фразы, он напыщен, не приучен к труду. Не обладает деловыми качествами. Ему безразлична судьба имения. Вишневый сад – такой же герой, как и люди. Он занимает не последнюю роль в системе персонажей. Сад символизирует Россию уходящую. Особое место в системе образов занимает герой Лопахин. Ему присущи все черты капиталиста: коммерческий ум, расчетливость. Он постоянно занят важными делами. Лопахин ощущает себя хозяином жизни: «Играй, музыка! Идет новый хозяин!». Душевные качества Лопахина: он тщеславен, горд тем, что сумел подняться с низких слоев общества. В герое отразились черты эпохи: постепенная потеря человечности, тяга к наживе. А.П. Чехов не наделяет Лопахина резко отрицательными чертами. В принципе, Лопахин – неплохой человек. Но в то же время ему присущ эгоизм6 он не считается с интересами других людей, им движет желание обогатиться за счет других. Следующий центр притяжения пьесы – Россия будущего. Аня Раневская – наивное существо, в ней еще живет детство, она пытается понять и простить поступки матери. Сад для Ани – это ее детство и прекрасное будущее. Раневская человечна, мечтает стать народной учительницей для того, чтобы помочь простым людям стать грамотными людьми. Аня – самый светлый женский образ в произведении. В ней гармонично сочетается все лучшее, что досталось ей от родителей, самые лучшие человеческие качества. В то же время она – сильная личность, способная постоять за себя. Аня уходит из старого мира в новую жизнь. Она свободна. Трофимов – самый прогрессивный герой пьесы. Он говорит о людях старого мира, что они живут на плодах чужого труда. Он молод. Ему нет и тридцати. Трофимов – разночинец. Он закончил естественный факультет университета, хочет оказать народу практическую помощь. Его не интересует нажива. Не все продается и не все покупается, – считает он. В то же время становится непонятным, почему Трофимова наделяют комическими чертами. Зачем Чехов выставляет его в таком невыгодном свете? Критики считают, что это сделано автором преднамеренно в целях защиты текста от цензуры. Истинный смысл его слов зашифрован. Он уже не любит этот сад. Трофимов относится к Лопахину как к хищнику. В то же время он не отказывает Лопахину в уме и проницательности. Гибель прекрасного сада под лопахинским топором, непритворное горе людей, навеки расстающихся с родным гнездом, участь бедного слуги Фирса, забытого в покинутом и запертом доме – вроде бы впопыхах при отъезде, но еще и от какой-то душевной глухоты героев, их занятости собой, – все это придает происходящему трагические черты. Судьба вишневого сада заставляет задуматься о драматичных поворотах истории и цене наступающих перемен – о проблеме, оказавшейся одной из самых главных в ХХ столетии.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Мастерство Чехова-рассказчика.

2. Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова.

3. Тема любви в рассказах А.П. Чехова.

4. Почему пьеса А.П. Чехова называется «Вишневый сад»? В чем символическое значение образа сада?

5. В каких еще произведениях 19 века, изученных Вами, художественный мир делится на мир старых людей и новых людей?

6. В чем сходство авторской идеи в произведениях А.П. Чехова, изученных вами: «Ионыч», «Палата №6», «Вишневый сад»? Какое из произведений кажется вам оптимистичным?

7. Прошлое, настоящее и будущее России в изображении А.П. Чехова («Вишневый сад»).

8. Написать сочинение на тему «Смысл название пьесы «Вишневый сад».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.