Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Витте и Столыпина




Читайте также:
  1. Аграрная политика Столыпина.
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина
  3. Аграрная реформа П.А. Столыпина
  4. Аграрная реформа П.А. Столыпина
  5. Аграрная реформа П.А. Столыпина
  6. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
  7. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  8. Административно-судебные реформы царизма 1867-1868 г.г. в Казахстане.
  9. Александр второй буржуазные реформы
  10. БИЛЕТ № 38 Александр III, его внутренняя политика». Контрреформы».
  11. Буржуазные реформы 60 - 70-х 19 в
  12. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ аЛЕКСАНДРА п В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВОГО РАЗВИТИЯ.

 

Начало XX в. ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России — С. Ю. Витте и П.А. — Столыпина, которые дали заметный толчок развитию капитализма в городе и деревне. Но если первый, по более или менее единодушному мнению современников и историков, считался незаурядным государственным деятелем, то оценка П. А. Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, другие — реакционным государственным деятелем, реформаторские усилия которого были направлены на спасение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.

Сергей Юльевич Витте (1849—1915), обрусевший немец, рано потерял родителей и воспитывался у дяди, генерала Фадеева. После окончания математического факультета Одесского университета работал в администрации Одесской железной дороги, впоследствии был назначен управляющим всей Юго-Западной железнодорожной сети. В 1882 г. он получил должность министра путей сообщения, а после отставки в 1892 г. министра финансов И. А. Вышеградского, справедливо обвиненного во взяточничестве, эта должность была предложена Витте.

Началась эпоха бурного развития капитализма в России. Осуществляя денежную реформу в 1897 г., Витте довел понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валютной политике удалось закрепить установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной реформы 1928 г. Денежная реформы Витте противоречила интересам помещиков, которые, используя низкий уровень рубля на международном рынке, выгодно экспортировали хлеб и наживали огромные барыши. Однако введение твердого курса рубля на мировом рынке было выгодно промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам.

После введения Витте в 1894 г. винной монополии государство опять получило огромную прибыль, которая раньше принадлежала торговому капиталу и помещикам, промышлявшим винокурением. (К сожалению, этот экономический опыт, который с давних времен использовался на благо государственной казны многих государств, был предан забвению при формировании рыночных отношений в России, и десятки триллионов рублей перешли из "дырявого" госбюджета в карманы отечественных и зарубежных производителей низкопробного алкогольного зелья).

Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе в связи с чем он активизировал привлечение капитала в Россию; и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и являлись основой бурного промышленного подъема 90 —х гг., получившего название "эра Витте". В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров. В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Однако в результате интриг в апреле 1906 г. ему была предложена отставка.



Преемником Витте в экономике по праву считается Столыпин. Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) происходил из старинного дворянского рода. В 1906 г. он был назначен премьер-министром. В его деятельности на этом посту особого внимания заслуживает аграрная реформа, которая содействовала развитию капиталистических отношений в деревне. В ходе первого этапа реформы около 200 тыс. семей получили в личное владение около 2 млн. десятин земли. Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободного выхода из общины, которым воспользовались около 3 млн. человек — 1/3 общей численности крестьян. Они получили право приобретать свободные казенные земли в европейской России, откупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка, который устанавливал ничтожный процент, срок возмещения — в 55 с половиной лет. С 1907 по 1915 г. для покупки помещичьих земель, находящихся во владении Крестьянского банка, крестьянам было выделено ссуд на 421 млн. руб. (напомним, что в то время корова стоила 5—7 руб.). При поддержке банка крестьянами было приобретено и благоустроено свыше 20000 хуторских хозяйств. С 1906 по 1910 г. крестьяне сверх земель, полученных от общины, приобрели дополнительно свыше 6 млн. десятин.

Если за 300 лет владения Россией Западной Сибирью в ней поселилось 4,5 млн. человек, то за 15 лет ее население увеличилось (за счет переселения) на 3 млн. человек.

В качестве главы правительства Столыпин проявлял заботу об обороне страны, ее сухопутных и морских силах, подчеркивая, что в деле, касающемся армии и флота, ничего не должно оставаться не — ясным и темным. "Мы живем в слишком сложное время, и, несмотря на всеобщее желание мира, все элементы государства, не враждебные ему, должны работать над созданием живой, активной народной силы. Забота о флоте, о воинстве в целом — неотъемлемая черта истинного руководителя государства... Тем более государство, испокон веков имеющее армию народную, многократно спасавшую сам народ от истребления врагами, которые никогда не воевали с Россией "понарошку", а всегда — на истребление"[121]. Эти слова П.А. Столыпина актуальны и в наше время.

В докладе на закрытом совещании начальников штабов США Б. Клинтон заявил: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейшей держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент США Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием — мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которое было бы нелегко создавать.

В ближайшее десятилетие на этом стратегическом направлении нам предстоит решение следующих проблем:

• расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии;

• окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;

• установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна — США. [122]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ К ГЛАВАМ XIII—XV

 

1. Когда и как проходил процесс образования централизованного государства в России?

2. Причины смуты в России и ее последствия.

3. Сущность реформ Петра I и их роль в преодолении экономической отсталости.

4. Образование министерств в России и цели введения протекционизма.

5. Роль отмены крепостного права в развитии капитала в России.

6. Социальное значение Земств и городского самоуправления.

7. В чем суть реформ Витте и Столыпина?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьев С. История России с древнейших времен

2. История русской экономической мысли. — М.: Госполитиздат, 1955. Т.1,2.

3. Великие реформы в России 1856—1874 гг. — М., 1992.


ГЛАВА XVI ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СССР

 

§ 1. Национализация, менеджмент и "военный коммунизм"

 

После победы 7 ноября 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед правительством, получившим новое название — Совет Народных Комиссаров (СНК), вопрос о способах управления ими. В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальными из которых являются следующие:

1. Ведение рабочего контроля во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производственных товариществах. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создавался местный Совет Рабочего контроля.

2. Создание Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) согласно декрета ВЦИК и СНК, задача которого — организация народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ должен был вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений.

3. Образование местных органов экономического управления в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда Советов "О местных органах экономического управления". При губернских исполнительных комитетах было предложено создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций.

Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено в работе Владимира Ильича Ленина (1870—1924) "Очередные задачи Советской власти" (1918), где он подчеркивал, что после завоевания политической власти задача управления становится главной, центральной. В этой работе дано обоснование объективной необходимости осуществления научного управления и поставлены следующие задачи, практическая разработка которых составляет основу современного менеджмента[123]:

1. Введение в управление на микро — и макроуровне единоначалия

2. Повышение производительности труда на основе научной организации труда.

3. Организация хозяйственного (коммерческого) расчета.

4. Материальная заинтересованность производителей в результатах труда.

5. Введение "наилучших систем учета и контроля".

6. Разработка index—number (числа—показателя), достоверно отражающего результаты хозяйствования.

7. Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм морального стимулирования рабочих и управленцев.

Центральным звеном менеджмента является планирование. Для разработки единого общегосударственного плана и контроля за его выполнением в феврале 1921 года была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), на которую были возложены:

• разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядков его осуществления;

• рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства и установление очередных задач;

• выработка мер общегосударственного характера по развитию знаний и организации исследований, необходимых для осуществления плана государственного хозяйства, а также по использованию и подготовке потребного персонала;

• выработка мер по распространению в широких кругах населения сведений о плане народного хозяйства, о способах его осуществления и формах соответственной организации труда.

Позитивный опыт советского планирования, особенно на микроуровне, получил широкое распространение в мировой практике, во многих странах он получил дальнейшее развитие с учетом конкретных специфических условий.

Предлагая внедрение научных основ организации и управления производством, Ленин настаивал во что бы то ни стало перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Он предложил организовать в России изучение и преподавание системы Тейлора и приспособить ее к российским условиям.

Исследование работ и декретов ВЦИК и СНК по управлению экономикой после революции дает вполне достаточно оснований говорить о возникновении советского или государственного менеджмента. Такой термин тогда не использовался, но ведь главное не в названии процесса (явления, метода), а в его содержании, сущности.

М.Х.Мескон, М.Альберн и Ф.Хедоури справедливо отмечают, что "практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя"[124]. Они утверждают, что строительство египетских пирамид, завоевания Александра Македонского, управление Римской империей не могло осуществляться без определенных форм использования менеджмента. Если менеджмент был в древние времена, то как мог он отсутствовать в советские времена?

Реформы по управлению фабриками Роберта Оуэна, который представлял рабочим приличное жилье, улучшал их условия работы, разрабатывал систему открытой и справедливой оценки работников и их материального стимулирования, Мескон, Альберт и Хедоури обоснованно назвали "феноменально новаторскими для своего времени. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя"[125].

В советском менеджменте вклад Оуэна, Тейлора и многих других известных деятелей в теорию организации труда и управления получил дальнейшее развития с учетом достижений науки а техники и специфических условий. Весьма характерным в этом отношении является научная и практическая деятельность Алексея Константиновича Гастаева (1882—1941) и организованного им в 1920 г. Центрального института труда (ЦИТ),

В годы "военного коммунизма" и последующие этапы развития Советского государства был накоплен огромный опыт мирового значения на всех уровнях экономики. Наряду с позитивными элемента — ми в нем было немало и отрицательных моментов, которые тоже имеют важное значение для нации и которые непременно следует учитывать в системе государственного регулирования на микроуровне. Поэтому распространенные утверждения об отсутствии в СССР менеджмента теоретически несостоятельны, а практически затрудняют анализ причин современного кризиса экономики России. Советские методы хозяйствования на микроуровне и теоретически и практически предусматривали использование основных принципов менеджмента.

Следовательно, совершенствование форм управления многочисленными подсистемами и общества в целом имеет многовековую историю. Особенно активным и плодотворным этот процесс стал после появления новой науки кибернетики, и электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Именно после этого в СССР активизировались дискуссии о необходимости самостоятельной науки управления. В итоге был введен ряд научных дисциплин по управлению. Между менеджментом и наукой управления много общего, но есть и различия.

Понятия «менеджмент» и «управление» соотносятся как общее и его разновидность. Можно управлять машиной, войсками, взрывом, но нельзя это назвать менеджментом, ибо нет совместной деятельности людей, соединения и столкновения интересов, общей цели. Объект и средства управления определяют главное различие этих понятий. Менеджмент — это концепция управления, в которой приоритет отдается экономическим интересам, ведущую роль играют экономические методы управления, где бы оно не осуществлялось. Короче говоря, менеджмент — это управление экономическими процессами во всех сферах человеческой деятельности.

Когда говорится о создании научных основ менеджмента в США в начале XX века, то имеется в виду прежде формирование научной организации труда на рабочем месте, в бригаде, на предприятии. Речь идет о тейлоризме и фордизме. Это высоко оценено во всем мире. И даже В.И. Ленин в молодой Советской республике рекомендовал использовать этот опыт. Но менеджмент за пределами предприятий и по вертикали, и по горизонтали в разных странах серьезно различается. Вот что пишут об этом шведские ученые: «Теория и модели менеджмента и маркетинга должны приспосабливаться к культурным, экономическим и идеологическим рамкам того общества, где они будут осуществляться на практике. В большинстве европейских стран обучение этим дисциплинам происходило по американским учебникам. Это ведет к тому, что студенты и преподаватели чувствуют: теория не совпадает со многими особенностями данной страны».[126]

Но принципиальное отличие советского менеджмента касается не только терминологии. Общественная собственность объективно требовала поиска (впервые в мировой практике) форм и методов, составляющих единую систему управления, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков и введение монополии внешней торговли заложила основу социалистического сектора в экономике, но мирное преобразование экономических отношений было прервано иностранной интервенцией и гражданской войной.

После свержения в России монархии на ее спасение бросились государства.

Повстанческому движению в России, возглавляемому бывшими царскими генералами и адмиралами, оказывалась огромная финансовая и материальная помощь из-за рубежа. В самой России их активно поддерживали все, кто в ходе революции лишился своей собственности, а также церковь, земли и многие владения которой были конфискованы. Советская власть оказалась на грани гибели. Молодая республика была объявлена единым военным лагерем. Вся экономика была подчинена разгрому внешних и внутренних врагов. Экономическая политика Советского государства в годы иностранной интервенции и гражданской войны получила обобщенное название "военного коммунизма".

Сущность экономической политики "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу и внеэкономическими формами принуждения к труду.

Центральным звеном экономической политики "военного коммунизма" была продразверстка. Ее суть состояла в том, что необходимый государству минимум зерна для Красной Армии и бесхлебных районов подлежал обязательному отчуждению у крестьян производящих губерний, что вызывало недовольство селян, которые тогда составляли большинство населения. Поэтому после окончания гражданской войны и разгрома иностранной интервенции Ленин предложил новую экономическую политику (нэп) вместо "военного коммунизма".

 

§ 2. Новая экономическая политика (НЭП)

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2825; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.