Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика групповой сплоченности и механизмы взаимодействия




Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в группе.Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. В социометрии предложен специальный “индекс групповой сплоченности”, который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Согласно Л. Фестингеру, сплоченность определяется как “сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней” и анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. “Силы” понимались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Т. Ньюком интерпретировал понятие сплоченности через особое понятие “согласия”, лежащего в основе возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. В рамках стратометрической концепции А.В. Петровского различные уровни развития сплоченности могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою – ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует “ядерному” слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Д.Картрайт предложил развернутую модель групповой сплоченности, в основе которой лежит представление о сплоченности как некоторой результирующей силы или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в группе.

Совокупность этих сил (или детерминант сплоченности) представлена следующим набором переменных: мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя сумму его потребностей и ценностей; побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта; ожидания или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия; индивидуальный уровень сравнения – некоторая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.

Основными свойствами сплоченной группы являются: 1) привлекательность членов группы друг для друга (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); 2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т.п.); 3) соответствие групповых целей потребностям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении; 4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы); 5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); 6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений; 7) доброжелательная групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы).

В процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к: сохранению группового членства, что проявляется, в частности, в уменьшении числа уходов из группы; усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения); возрастанию участия в жизни группы, то есть большая включенность индивидов в групповую деятельность; росту индивидуальной адаптации к группе и переживанию чувства личной безопасности (в значительной мере благодаря так называемому квазитерапевтическому эффекту, выражающемуся в росте самооценки и снижении тревожности членов малой группы).

Согласно экспериментальным исследованиям, рост сплоченности группы сам по себе не обязательно увеличивает (или снижает) ее продуктивность. Как минимум, два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: принятые в группе нормы и мотивация к групповой деятельности. Выявлено влияние межгруппового конфликта на рост внутригрупповой сплоченности. При этом ведущим фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости, существующей между участниками и группой, выражающийся в восприятии индивидуумами своей группы как единого целого, в переживании общности “групповой судьбы”, своеобразии внутригрупповых контактов, особенностях установок в отношении аутгруппы, а также в оценке возможных ингрупповых последствий межгрупповых акций.

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация и т. д.

Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого. По определению И.М. Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.

Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы: 1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа); 2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп)); 3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта); 4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя)); 5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).

Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.

Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.

Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.