Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение. Реализация товара В данного торгового дня на различных субрынках




Реализация товара В данного торгового дня на различных субрынках

 

Субрынок Цена, руб./кг Объем продаж Выручка от реализации На территориях, обслуживаемыхсубрынками, проживает
тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % население, тыс. чел. семей, тыс.
А              
I II III   5,5 6,8 4,4 32,93 40,72 26,35 66,0 122,4 61,6 26,40 48,96 24,64 12,75 18,27 21,12 5,1 6,3 6,6
Итого 16,7   250,0   52,14 18,0

 

Вычислите среднюю цену на товар данного торгового дня при условии, что имеются сведения, указанные в графах табл. 2.10:

1) только гр. 1;

2) гр. 1 и 2;

3) гр. 1 и 3;

4) гр. 1 и 4;

5) гр. 1 и 5;

6) гр. 1 и 6;

7) гр. 1 и 7.

Сравните полученные результаты. Дайте оценку их точности. Объясните причины расхождения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. ,

где – средняя цена; q – объем продаж; pq – выручка от реализации;
d – удельный вес объема продаж и выручки от реализации; S – численность населения; F – число семей.

Средние цены в п. 2, 3, 4, 5 решения совпали, поскольку являются наиболее точным уровнем средних цен на данный торговый день.
Остальные цены отличаются от цен, рассчитанных в п. 2, 3, 4 и 5, так как были рассчитаны без взвешивания (п.1) либо с использованием не прямых, а косвенных показателей в качестве весов.

 

2.4.3. Статистическое изучение динамики цен

 

В экономике применяются оптовые, розничные, закупочные, сметные и другие цены.

Одним из направлений анализа цен является изучение уровней цен в динамике. Для этого применяются индивидуальные и общие индексы цен Пааше и Ласпейреса и др. Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены на один товар (услугу).

Общие индексы цен дают обобщающую характеристику части или совокупности цен.

Индексы цен Пааше рассчитываются по формуле

 

. (2.7)

 

Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, охватывают широкий круг товаров и услуг и используются при измерении динамики розничных цен, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, цен компонентов ВВП и др.

Индексы цен Ласпейреса рассчитываются по формуле

 

(2.8)

и применяются при вычислении индексов потребительских цен. ИПЦ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы уровень и структура потребления остались без изменений.

Формулы индексов цен (2.7), (2.8) записаны в агрегатной форме.

Индексы цен Пааше и Ласпейреса могут быть рассчитаны по формулам средних из индивидуальных индексов.

Индекс цен Паше

 

– средняя гармоническая. (2.9)

 

Индекс цен Ласпейреса

 

– средняя арифметическая. (2.10)

 

Сводный индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

 

, (2.11)

 

где – индексы потребительских цен по отдельным группам товаров и услуг; – доля каждой группы товаров в общем объеме потребительских расходов населения в базисном периоде.

Доля каждой группы товаров в общем объеме потребительских расходов

 

. (3.12)

 

Если данные об указанных весах неизвестны, то в качестве весов могут использоваться другие показатели: численность населения или число домохозяйств, проживающих на данной территории, обслуживаемых определенным субрынком.

В статистике наряду с изучением уровня цен на отдельные товары возникает необходимость расчета динамики средних цен. Для характеристики динамики средних цен и факторов, влияющих на них, используется система индексов: индексы цен переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индекс цен переменного состава

 

, (2.13)

 

или

. (2.14)

 

Индекс цен постоянного состава

 

, (2.15)

 

или

 

. (2.16)

 

Индекс цен структурных сдвигов

 

, (2.17)

 

или

 

. (2.18)

 

Индексы взаимосвязаны между собой:

 

. (4.16)

 

Абсолютное изменение средней цены

в том числе за счет изменения:

– цен

;

 

– структуры

;

– двух факторов

Для расчета индексов цен помимо традиционных используются и другие методы. Например, для однородных товаров и (услуг) могут быть вычислены простейшие агрегатные индексы (субиндексы) по различным методикам:

Дюто

 

; (2.20)

 

Карли

 

; (2.21)

 

по формуле средней геометрической

 

. (2.22)

 

Для разноименных товаров (услуг) помимо общеизвестных также вычисляются индексы по следующим методикам:

Эджворта – Маршалла

 

; (2.23)

 

Фишера («идеальная» формула)

 

(2.24)

Пример 2.19. Имеются следующие данные (табл. 2.11).

 

Таблица 2.11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.