КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональные навыки и знания юриста
Понятие профессиограммы юриста
Под профессиограммой юриста понимают перечень знаний, навыков, ценностных установок или качеств, которыми должен обладать юрист. При составлении профессиограммы юриста необходимо учитывать следующие обстоятельства: · ее построение требует глубоких и длительных исследований, в то же время под влиянием общественных перемен меняется структура общества, система ценностей и отношений в нем, следовательно, меняются роль юриста и требования к нему; · разнообразие направлений в юридической профессии создает трудности для создания «универсальной» модели, включающей все знания, навыки, качества судьи, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и т.д. Неизбежно в построенной модели будет проявляться общественное представление о какой-то одной юридической специальности[3]. Профессиональные требования к юристу, его профессиограмма формируются: · государством в форме законов, государственных образовательных стандартов, должностных инструкций и т. п.; · профессиональными корпорациями в своих уставах и кодексах профессиональной этики; · юристами-профессионалами с учетом исторического и зарубежного опыта, рекомендаций и требований международных документов. Профессиограмма юридической деятельности характеризуется познавательным, коммуникативным, организаторским, конструктивным (реконструктивным),воспитательным и удостоверительным аспектами[4]. Познавательный аспект деятельности предполагает решение большого числа мыслительных задач, возникающих при осуществлении юридической деятельности. Коммуникативный аспект деятельности — это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, при котором люди воспринимают информацию, исходящую друг от друга.
Организаторский аспект в деятельности юриста проявляется в умении организовать взаимодействие, установить взаимоотношения с общественностью, другими юристами, органами власти. Конструктивный (реконструктивный) аспект деятельности проявляется, в частности, в процессе поиска и установления истины по делу. Воспитательный аспект юридической деятельности заключается в том, что одно из основных направлений в работе юриста – воспитание граждан в духе уважения к закону. Удостоверительный аспект юридической деятельности представлен системой различных предписаний в виде правил внутреннего распорядка, служебных инструкций, наставлений, приказов. Под знаниями понимают результаты познания, научные сведения или совокупность сведений в какой-нибудь области[5]. Навыки – это умения, выработанные упражнениями, привычкой[6]. Следует отметить, что знания и навыки юриста проявляются в совокупности, кроме того, навыки базируются на знаниях специалиста. Требования высшего юридического образования к навыкам и знаниям юриста содержатся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (далее – Стандарт)[7]. Стандарт разделяет квалификационные требования (п. 1.3) и требования к профессиональной подготовленности юриста (п. 7.1). В перечне квалификационных требований выделены следующие профессиональные умения и навыки юриста: · толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; · обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; · юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; · разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
· принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; · вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; · систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой профессиональной сфере, на любой должности. Содержащиеся в названном выше стандарте требования к профессиональной подготовленности юриста не только конкретизируют квалификационные требования, они в определенной последовательности описывают средства, с помощью которых юрист реализует свои функции. Эту последовательность можно назвать алгоритмом поведения юриста, включающим: · сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; · анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; · анализ судебной и административной практики; · обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; · составление соответствующих юридических документов; · обеспечение реализации актов применения права; · обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности. В юридической литературе высказываются различные мнения относительно необходимых для юриста навыков и знаний. Так, британские преподаватели Хью Брэйн, Найджел Данкан и Ричард Граймз в книге «Клиническое юридическое образование: активное обучение в вашей школе права» предлагают следующий перечень знаний и навыков: · навыки проведения правовых исследований, техники юридического письма, коммуникативные навыки; · понимание принципов группового и межличностного взаимодействия;
· способность принимать и отстаивать этические решения; · знания о доступе к правосудию, его ограничениях и возможности улучшений; · понимание персональной ответственности и обязанностей юриста по отношению к клиентам; · понимание взаимосвязи принципов права и юридических процедур: · понимание взаимосвязи правовой доктрины и ожиданий клиента и предполагаемых результатов, определение слабых мест и возможностей для реформирования права и процесса; · способность разрешать проблемы, определяя для этого стратегию; · понимание связи права и других дисциплин, таких, как философия, экономика, психология[8]. Профессор А. Э. Жалинский выделяет выполняемые, как правило, по профессиональным методикам типовые элементы профессиональной деятельности юриста: · правовую оценку представленных или встретившихся фактов; · юридически программированные поиск, проверку и оценку фактической информации; · поиск правовой информации; · интеллектуальные процедуры применения права, т.е. оценку фактов, подбор правовых норм, получение юридического вывода; · ведение в правовых рамках переговоров, выступления в судах и других органах, посредничество для разрешения конфликтов; · подготовку и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработку и обоснование позиций; · контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.[9] Обобщая мнения ученых относительно навыков юриста, их можно сгруппировать следующим образом: 1. Организационные навыки: · планирование своей деятельности, управление временем; организация рабочего места, работы офиса; · делопроизводство; · управление и контроль выполнения решений; · планирование и поиск ресурсов; · учет и отчетность; · повышение квалификации (собственной и сотрудников); · поддержание общественных связей и др. 2. Коммуникативные навыки: · навыки работы с оргтехникой, в первую очередь с персональным компьютером, в сети, с правовыми базами данных, Интернетом, листами рассылки и т.д.;
· планирование контактов; · аргументация; · постановка вопросов; · публичные выступления; · установление и поддержание контакта; · использование различных языков и техник общения; · навыки работы с «трудными» партнерами и др. 3. Навыки изучения проблемы и выработки позиции: · интервьюирование (встреча, опрос, соглашение); · правовые исследования (работа с источниками); · анализ дела; · выработка позиции по делу; · консультирование; · разработка стратегии и планирование; · доказывание (собирание, проверка и оценка); · составление, анализ документов и др. 4. Навыки представления интересов клиента: · обращение в органы государственного управления; · работа с чиновниками; · судебная адвокатура (обращение в суд, подготовка к судебному разбирательству, представление, исследование и оценка доказательств, в том числе допрос, выступление в прениях и т.д.); · обжалование решений и др. 5. Навыки использования альтернативных способов разрешения споров: · переговоры; · медиация и др. В заключение необходимо отметить, что знания и навыки специалиста формируются и проявляются только совместно; они могут быть выявлены лишь в ходе деятельности – учебной или практической.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 13913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |