Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные навыки и знания юриста




Понятие профессиограммы юриста

 

Под профессиограммой юриста понимают перечень знаний, навыков, ценностных уста­новок или качеств, которыми должен обладать юрист.

При составлении профессиограммы юриста необходимо учитывать следующие обстоятельства:

· ее построение требует глубоких и длительных исследований, в то же время под влиянием общественных перемен меняется структура общества, система ценностей и отношений в нем, следовательно, меняются роль юриста и требования к нему;

· разнообразие направлений в юридической профессии создает трудности для создания «универсальной» модели, включа­ющей все знания, навыки, качества судьи, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и т.д. Неизбежно в построенной моде­ли будет проявляться общественное представление о какой-то одной юридической специальности[3].

Профессиональные требования к юристу, его профессиограмма формируются:

· государством в форме законов, государственных образовательных стандартов, должностных инструкций и т. п.;

· профессиональными корпорациями в своих уставах и кодексах про­фессиональной этики;

· юристами-профессионалами с учетом исторического и зарубежного опыта, рекомендаций и требований меж­дународных документов.

Профессиограмма юридической деятельности характеризуется познавательным, коммуникативным, организаторским, конструктивным (реконструктивным),воспитательным и удостоверительным аспектами[4].

Познавательный аспект деятельности предполагает решение большого числа мыслительных задач, возникающих при осуществлении юридической деятельности.

Коммуникативный аспект деятельности — это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, при котором люди воспринимают информацию, исходящую друг от друга.

Организаторский аспект в деятельности юриста про­является в умении организовать взаимодействие, установить взаимоотношения с общественностью, другими юристами, органами власти.

Конструктивный (реконструктивный) аспект деятельности проявляется, в частности, в процессе поиска и установления истины по делу.

Воспитательный аспект юридической деятельности заключается в том, что одно из основных направлений в работе юриста – воспитание граждан в духе уважения к закону.

Удостоверительный аспект юридической деятельности представлен системой различных предписаний в виде правил внутреннего распорядка, служебных инструкций, наставлений, приказов.


Под знаниями понимают результаты познания, научные сведения или совокупность сведений в какой-нибудь области[5]. Навыки – это умения, выработанные упражнениями, привычкой[6].

Следует отметить, что знания и навыки юриста проявляются в совокупности, кроме того, навыки базиру­ются на знаниях специалиста.

Требования высшего юридического образования к навыкам и знаниям юриста содержатся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (далее – Стандарт)[7].

Стандарт разделяет квалификационные тре­бования (п. 1.3) и требования к профессиональной подготовлен­ности юриста (п. 7.1).

В перечне квалификационных требований выделены следующие профес­сиональные умения и навыки юриста:

· толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

· обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

· принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

· вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой професси­ональной сфере, на любой должности.

Содержащиеся в назван­ном выше стандарте требования к профессиональной подготовленности юриста не только конкретизируют квалификационные требования, они в определенной последовательности описыва­ют средства, с помощью которых юрист реализует свои функции. Эту последовательность можно назвать алгоритмом поведения юриста, включающим:

· сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

· анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· анализ судебной и административной практики;

· обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составление соответствующих юридических документов;

· обеспечение реализации актов применения права;

· обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

В юридической литературе высказываются различные мнения относительно необходимых для юриста навыков и знаний. Так, британские преподаватели Хью Брэйн, Найджел Данкан и Ричард Граймз в книге «Клиническое юридическое образование: активное обуче­ние в вашей школе права» предлагают следующий перечень знаний и навыков:

· навыки проведения правовых исследований, техники юридического письма, коммуникативные навыки;

· понимание принципов группового и межличностного взаимодействия;

· способность принимать и отстаивать этические решения;

· знания о доступе к правосудию, его ограничениях и возможности улучшений;

· понимание персональной ответственности и обязанностей юриста по отношению к клиентам;

· понимание взаимосвязи принципов права и юридических процедур:

· понимание взаимосвязи правовой доктрины и ожиданий клиента и предполагаемых результатов, определение слабых мест и возможностей для реформирования права и процесса;

· способность разрешать проблемы, определяя для этого стратегию;

· понимание связи права и других дисциплин, таких, как философия, экономика, психология[8].

Профессор А. Э. Жалинский выделяет выполняемые, как пра­вило, по профессиональным методикам типовые элементы про­фессиональной деятельности юриста:

· правовую оценку представленных или встретившихся фактов;

· юридически программированные поиск, проверку и оценку фактической информации;

· поиск правовой информации;

· интеллектуальные процедуры применения права, т.е. оценку фактов, подбор правовых норм, получение юридического вывода;

· ведение в правовых рамках переговоров, выступления в судах и других органах, посредничество для разрешения конфликтов;

· подготовку и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработку и обоснование по­зиций;

· контроль за процессом и результатами чьей-либо деятель­ности и др.[9]

Обобщая мнения ученых относительно навыков юриста, их можно сгруппировать следующим образом:

1. Организационные навыки:

· планирование своей деятельности, управление временем; организация рабочего места, работы офиса;

· делопроизводство;

· управление и контроль выполнения решений;

· планирование и поиск ресурсов;

· учет и отчетность;

· повышение квалификации (собственной и сотрудников);

· поддержание общественных связей и др.

2. Коммуникативные навыки:

· навыки работы с оргтехникой, в первую очередь с персо­нальным компьютером, в сети, с правовыми базами данных, Интернетом, листами рассылки и т.д.;

· планирование контактов;

· аргументация;

· постановка вопросов;

· публичные выступления;

· установление и поддержание контакта;

· использование различных языков и техник общения;

· навыки работы с «трудными» партнерами и др.

3. Навыки изучения проблемы и выработки позиции:

· интервьюирование (встреча, опрос, соглашение);

· правовые исследования (работа с источниками);

· анализ дела;

· выработка позиции по делу;

· консультирование;

· разработка стратегии и планирование;

· доказывание (собирание, проверка и оценка);

· составление, анализ документов и др.

4. Навыки представления интересов клиента:

· обращение в органы государственного управления;

· работа с чиновниками;

· судебная адвокатура (обращение в суд, подготовка к судеб­ному разбирательству, представление, исследование и оценка доказательств, в том числе допрос, выступление в прениях и т.д.);

· обжалование решений и др.

5. Навыки использования альтернативных способов разреше­ния споров:

· переговоры;

· медиация и др.

В заключение необходимо отметить, что знания и навыки специалиста формируются и проявляются только совместно; они могут быть вы­явлены лишь в ходе деятельности – учебной или практической.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 13913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.