Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 14. Екатерина II и «просвещённый абсолютизм» в России




Вопрос № 13. Раскол российского общества на два уклада: «почву» и цивилизацию» как результат петровской вестернизации России.

Преобразования Петра I (появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и элементов рыночных отношений) породили раскол российского общества на 2 цивилизационных уклада: «почву» и «цивилизацию».

Цивилизационные элементы. «Почва» «Цивилизация».
1. Социальные группы. Общинное крестьянство, рабочие и ряд других категорий населения ориентированных на уклад жизни характерный для Московского царства (подавляющее большинство населения). Общинно-корпоративное устройство. Собственники, интеллигенция и ряд других категорий населения ориентированных на европейский (прозападный) уклад жизни (крайне малочисленны). Классовое устройство.
2. Экономический уклад. Патриархально-общинный и феодальный. Рыночный, капиталистический. Однако в России он носил деформированный характер (чрезмерное воздействие государства на экономику, отсутствие достаточно развитого частного предпринимательства, рынка рабочей силы и потребления и т. д.).
3.Духовные ценности. Православные идеалы. Православное образование (духовные школы, семинарии). Православная и патриархальная культура (жития и сказы, икона и лубок, скоморохи). Использование в разговорной речи русского языка. Духовные поиски в области масонства, протестантизма и атеизма. Светское, специальное образование. Наука. Светская и прозападная культура (повесть и роман, жанровая живопись и портрет, театр). Использование в разговорной речи иностранных языков.
4. Черты менталитета. Коллективизм («соборность»), стремление к социальной справедливости, «нестяжательство», «духовность». Индивидуализм, уважение к частной собственности, конкуренции, рационализм.
5. Отношение к политическому устройству. Сакрализация власти, вертикальные связи. Рационализация власти, горизонтальные связи.

Цивилизационный раскол российского общества сохранялся на протяжении 2 веков и стал причиной глубоких социальных потрясений и катаклизмов. Все остальные противоречия русской жизни (социальные, классовые, религиозные и др.) накладывались на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни.

«Просвещенный абсолютизм» - эта политика, проводившаяся абсолютными монархами в большинстве стран Европы в середине и второй половине XVIII в. Она основывалась на идеях, выдвигавшихся философами-просветителями XVIII в (Монтескье, Дидро, Руссо и др.). Политика имела свой целью ликвидацию наиболее архаичных пережитков феодализма мешающих дальнейшему процессу модернизации. В целом она (несмотря на то, что способствовала общественному прогрессу) была обречена на неудачу, ибо не затрагивала важнейшие основы феодализма – абсолютизм и сословный строй. В России проведение этой политики связано в первую очередь с именем императрицы Екатерины II (1762-1796 гг.), в правление которой были проведены следующие преобразования:

1) Созыв Уложенной комиссии 1767-1768 гг. – выборных представителей от всех сословий кроме крепостных крестьян, целью, которой, было составление нового свода законов России. Екатерина написала для этого первого со времён Земских соборов выборного всероссийского органа «Наказ», который представлял собой инструкцию для Уложенной комиссии. В нём на базе произведений просветителей и родоначальников классической школы уголовного права были сформулированы принципы прогрессивной для того времени правовой политики. Это: признание принципа необходимости соблюдения законности; право общественности жаловаться на несовершенство законов (но при незыблемости неограниченных законодательных полномочий монарха); равенство всех перед законом (но при сохранении сословного строя и крепостного права); обращение большего внимания на профилактику преступлений, нежели на уголовную кару; запрет пыток (при фактическом сохранении «Тайной экспедиции Сената»); запрещение уголовного преследования за произнесение речей и публикацию книг (хотя судьба Радищева говорит об обратном); неприкосновенность частной собственности и т. д. В целом, из-за: нежелания императрицы радикально менять общественный строй, консервативной позиции численно преобладавшего дворянства и сословных разногласий цели своей деятельности Комиссия не достигла.

2) Поощрение торговли и частного предпринимательства. Екатерина ликвидировала «монополии» (предоставляемые государством исключительные права на производство и продажу какого-либо товара) в области торговли и промышленности. Она ввела явочный порядок регистрации, основанных частными лицами предприятий, отменив налог на их открытие. Упразднены были так же госзаказ, и многие другие государственные ограничения, сковывающие частную инициативу и ограничивавшие конкуренцию. В результате количество отечественных мануфактур при Екатерине удвоилось, а по производству «хлеба промышленности» - чугуна, Россия вышла на первое место в мире. Однако самодержавие, сословный строй, и крепостничество препятствовали дальнейшему развитию производительных сил страны – в России начался кризис феодализма.

3) «Секуляризация» (обмирщение, освобождение от церковного влияния всех сфер общественной жизни и, прежде всего политической). В 1764 г. Екатерина довершила начатое Петром. Если он подчинил церковь организационно-политически, то Екатерина – экономически. Она конфисковала церковные земли и крестьян. Церковь стала финансироваться из государственной казны.

4) Развитие образования и культуры. Императрица покровительствовала развитию литературы и публицистики. В её правление появились частные журналы и типографии. При Екатерине: были основаны Академии - медицинская, художеств, российская; появилось женское образование (смольный и екатерининский институты); впервые была предпринята попытка, создать систему образования (проект основания главных и малых народных училищ). Однако образование продолжало носить по преимуществу сословный, дворянский характер и отставать от потребностей времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.