Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прилагательных и местоимений




Трудные случаи употребления имен числительных,

Практическое занятие №5

Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Н/НН в прилагательных и причастиях».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.

Исти...ый, безветре…ый, назва…ый брат, отчая…ый, маринова…ый, льви…ый, жела…ый, кова…ый, краше…ые хной волосы, румя…ый, свяще…ый, перестира…ое белье, коше…ый луг, посаже…ый отец, ране…ый боец, новорожде…ый, выкова..ый, плохо жева…ая пища, лимо…ый, глиня…ый, развороше…ый, осе….ий, ране…ый в плечо солдат, чека…ый, ветчи…ый, усиле…ый, толсте…ый, премирова…ый, масл…ые краски, негада…ый, дли…оватый, исти…ый, племе….ой, варе..ая репа, броше…ый, име…ой, жаре…ый в масле гусь.

 

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1981.

4. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1996.

5. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, Н. А. Теленкова. – М., 1986.

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О. Я.Гойхмана. – М., 2002.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

 

 

Тема: Грамматические нормы русского языка.

 

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Варианты сочетаний числительных с существительными.

2. Особенности склонения составных количественных числительных.

3. Особенности склонения числительных сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста.

4. Склонение и употребление собирательных числительных.

5. Склонение порядковых и дробных числительных.

6. Разряды имен прилагательных.

7. Полная и краткая формы имен прилагательных, различия между ними. Особенности их употребления в речи.

8. Степени сравнения прилагательных. Образование и употребление.

9. Особенности употребления местоимений.

 

2.Выполните практические задания:

1. Перестройте высказывание так, чтобы сочетание числительных с существительными не вызывало затруднений.

1) Мы с друзьями отдыхали на турбазе 23 суток. 2) Для работы ателье необходимо закупить 134 ножниц. 3) Бабушка так увлеклась вязанием, что через месяц в ее сундуке я обнаружила 24 рукавичек. 4) По накатанной зимней дороге друг за другом ехали 34 саней. 5) В лучшей оптике города для наших бабушек и дедушек мы заказали 8 очков.

 

2. Раскройте скобки, запишите числительные словами, выбирая правильно разряд и форму числительного и зависимого существительного.

1) За целый день продано всего (4 ножницы). 2) У нашей кошки (5 котенок). 3) Для оборудования компьютерного класса необходимо (25 стул). 4) Передо мной в очереди стояло всего (3 женщина). 5) Вместе с отцом в отделе работают (9 инженер) 6) Я мечтаю о (10 сутки) в Париже.

 

3. Раскройте скобки, напишите числительные словами.

1) Разность между (87) и (59) составляет 28. 2) Библиотека университета ежемесячно пополняется (300-400 книг). 3) Около (500 миллионов рублей) было выдано за последние два года. 4) Вместе с новыми (1204 слова) учебник английского языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 5) Небольшой старинный город на берегу Волги с (4675 жителей) привлекает много туристов. 6) В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 7) Прибыл поезд с (265 пассажиров). 8) Сбор молока дошел до (2375 литров). 9) В работе секции принимало участие около (полтора десятка) студентов. 10) Трамвайная остановка находиться в (полтораста шагов) отсюда. 11) Из (697) вычесть 345.

 

4. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных. Отредактируйте предложения, при необходимости заменяя собирательные числительные количественными (и наоборот).

1. Пятеро студенток участвовали в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро профессоров, о результатах они доложат на совещании. 4. Неизвестный отстреливался с обоих рук. 5. На фотографии было трое его младших сестер. 6. Трое юношей и девушек исполняли красивый танец. 7. Машины стояли по обоим сторонам улицы. 8. У бабушки в деревне уже трое кошек и двое собак.

 

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. В случае невозможности образования укажите причины.

Светлый, бурый, сине-зеленый, добрый, гнедой, искренний, отсталый, правильный, маленький, вороной, умнейший, смелый, безмолвный, бледно-голубой, соленый, большой, ранний, красивый, каменный, близкий, родственный.

 

6. Образуйте краткие формы от прилагательных на -енный. Укажите возможные варианты.

Бессмысленный, бесчисленный, безнравственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, медленный, откровенный, подведомственный, свойственный, соответственный, существенный, таинственный, тождественный.

 

7. В каких сочетаниях возможно заменить полную форму прилагательного на краткую, а в каких – нет? Объясните, почему.

Больной вопрос – больной ребенок.

Белый сахар – белый стих.

Черная тень – черная дыра.

Глухой согласный – глухой человек.

Теплый квас – теплый взгляд.

Круглый шар – круглая сирота.

Холодный ветер – холодный цвет.

Скорая помощь – скорое решение.

Черный свитер – черный день.

 

8. 1) Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно.

2) По аналогии составьте самостоятельно словосочетания с предложенными формами прилагательных, учитывая смысловые и стилистические различия между ними.

Готов – готовый; широкий – широк; должен – должный; виноват – виноватый; благодарен – благодарный; свободный – свободен; дорог – дорогой.

9. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения (и простую, и составную) и составьте с ними словосочетания. Если формообразование невозможно, укажите причины.

Большой, глубокий, звонкий, хороший, злющий, гордый, здоровый, клетчатый, плохой, молодой, полосатый, сухой, смелый, скверный, грубый, мокрый, сверхмощный, близкий, холостой, ультраправый, хромой, фиолетовый.

 

10. Выберите одно из предложенных в скобках местоимений.

1. (Сам, самый) факт принятия решения будет определен большинством голосов. 2. (Всякий, каждый, любой) последний день месяца в библиотеке будет проводиться как санитарный. 3. Студенческий билет и зачетная книжка будут выдаваться (всякому, каждому, любому) студенту, зачисленному на первый курс. 4. В (любом, каждом, всяком) коллективе есть человек, которого можно назвать душой компании. 5. Я (сам, самому) себе удивляюсь, когда вспоминаю (свои, мои) приключения в Африке. 6. (Самой, сама) себе она, конечно, очень нравится. 7. Дорогу к недавно построенному супермаркету вам подскажет (каждый, всякий, любой) прохожий. 8. (Всякий, всяк, любой, каждый) сверчок знай (свой, его) шесток. 9. На следующем занятии все студенты выступят (с их, со своими) докладами. 10. Мы не застали секретаря в (своем, его) кабинете.

 

11. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите стилистическую правку следующих предложений. Ответ мотивируйте.

1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете. 2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.