Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пособие для Гениев 6 страница




 

Предприниматель — одинокий человек; ему не с кем обсудить свои дела, разве что с конкурентом. Конкурент его выслушает и поймет, но, под воздействием предпринимательского азарта, который покруче охотничьего, не сможет удержаться от искушения использовать то, что услышал, и обойти на повороте.

 

Остальные его не понимают. Интересно, возможна ли команда предпринимателей? Истории бизнеса это неизвестно. Но, может быть, это возможно, просто никто не сделал соответствующего изобретения.

 

Сразу можно сказать, что это должна быть команда, объединенная не дележом прибыли. Представьте себе художников, которые собрались и решили выяснить, кто из них самый талантливый. А доля от прибыли и определяет, кто лучше. Предположительно, объединяющим началом могла бы быть амбициозная цель — например, добиться доминирования на мировом финансовом рынке.

 

Но обойдемся без фантастики. И так высказываний, после которых возникает подозрение — а не насмешка ли это над читателем, достаточно. Но я честно предупредил, что писать всерьез не собираюсь, главное — сейчас получить удовольствие от процесса. И деньги потом. Получение денег — тоже процесс очень приятный.

 

А если читатель во время чтения получит удовольствие, это может повысить раскупаемость книги. И, согласитесь, после всех этих высказываний не заработать деньги на собственной книге — это продемонстрировать полную несостоятельность и оказаться демагогом. Так что, читатель, если хочешь купить права на распространение или издание этой книги, обращайся. Я думаю, мы сможем договориться. И, руководствуясь вышеизложенным, используя творческий подход, на пару посещений хорошего ресторана мы заработаем. Если конечно книга вдруг не станет бестселлером. Тогда можно будет сходить в ресторан много раз.

 

А еще больше? А чтобы заработать еще больше, нужен другой рынок. Например, финансовый. На финансовом и фондовом рынке самый короткий путь от идеи до внедрения. Достаточно сделать несколько точных ходов, и вы миллионер. Или банкрот. Вот где об ошибках узнаешь мгновенно. Только не думайте, что фондовый рынок — это покупка акций в расчете на то, что они возрастут в цене. Миллионы слабоумных занимаются этим, а, значит, на них кто-то наживается.

 

На финансовом или фондовом рынке стабильно зарабатывает не тот, кто угадывает движение курса, а тот кто на него влияет. Цена акции есть отражение прогноза в головах брокеров и покупателей. Если вдруг участникам фондового рынка покажется, что акции (или другие ценные бумаги) должны упасть в цене, они упадут. После чего им может показаться, что они могут возрасти в цене, и они действительно возрастут. Причем экономическое состояние предприятия, акции которого котируются, может совершенно в это время не меняться. Так что отражает цена на акции? Правильно, представление о цене в голове у покупателей. И ничего больше! Что отражает цена на картину на аукционе? Правильно, представление покупателей о том, сколько эта картина может стоить.

 

А какой самый лучший способ воздействия на представления миллионов слабоумных? Правильно, средства массовой информации. А кто оплачивает рекламу, которой в лошадиных дозах пичкают зрителей и читателей? Правильно, сами зрители и читатели оплачивают — оплачивая себестоимость товара плюс стоимость рекламы плюс прибыль производителя и всей цепочки продавцов от оптовых до розничных. А покупатели акций оплачивают затраты на их дезинформацию. Не реагировали бы на рекламу, не было бы ее так много. Но это уже из области социальной фантастики.

 

Итак, умелое использование средств массовой информации и есть лучший способ изменения представлений о цене того ли иного в головах покупателей. Таким образом, смотря телевизор, читая статью, или книгу, вы должны четко представлять, кто и каким образом сейчас на вас пытается заработать. Изменение представления о чем бы то ни было и есть способ извлечения дохода. Цена — следствие представления о цене. За лейбл солидной фирмы платят часто больше, чем за сам товар.

 

Самый выгодный бизнес — это умение создавать доверие.

 

Если вы умеете создать доверие покупателей к своему товару, или доверие у банкира или инвестора к себе для получение кредита или инвестиций, или доверие избирателей к вам — вы очень богатый человек по определению.

 

На втором месте идет бизнес на изобретениях (путем их внедрения на собственном предприятии). Если вы, например, изобрели персональный компьютер и сумели его изготовить и продать, вы миллионер. Попытка продавать патенты, не приносящие еще прибыль, почти всегда кончается неудачей.

 

На третьем месте — бизнес на технологии (опять-таки путем внедрения); зарабатывание на том, что технология на вашем производстве (или в торговой компании) более эффективна, чем у конкурентов.

 

И четвертое — это уже не бизнес. Это продажа своего труда: труд специалиста дороже, неквалифицированный труд дешевле.

 

Предприниматель проходит всю лестницу, наступая на все четыре ступеньки. Он должен создать доверие и получить собственность или деньги; с обязательствами рассчитаться позже. Сразу совет. Деньги всегда получить труднее. Если вы хотите купить на кредит грузовик, попытайтесь купить грузовик в рассрочку; договориться об этом легче, чем о денежном кредите и условия могут быть намного лучше. Если хотите сыграть на бирже, попробуйте взять взаймы акции, а не деньги.

 

Далее нужно создать или использовать чужое бизнес-изобретение и создать технологию на основе этого изобретения. Технология должна быть лучше, чем у конкурентов. Тут есть дилемма: на чем концентрироваться, на изобретениях или шлифовке технологии. Для меня выбор ясен. Еще одно изобретение — это выигрыш в сотни процентов; шлифовка технологии, в лучшем случае — десятки.

 

И создается это все личным трудом предпринимателя. Это и есть продажа предпринимательского труда и предпринимательских способностей. И покупает их не работодатель, а рынок. А это разборчивый покупатель. Если вы лучший, то вы получаете все, и пусть проигравший плачет.

 

Бизнес напоминает спорт. Все бегуны тратят энергии примерно одинаково — что на тренировках, что на соревнованиях, — но все получают только победители. И доводами, что я много работаю, никого не разжалобишь.

 

Никто не заставляет вас стартовать каждый день на соревнованиях, но если вы не прибежали первым, то ваш труд напрасен. И никто за него не заплатит. Скорее, у вас появятся счета, которые нужно оплатить. К сожалению, бизнесу невозможно тренироваться. Нет возможности с секундомером пробежать дистанцию и оценить — нужно ли выходить на старт или еще потренироваться.

 

Лекции в разных бизнес-школах для тренировки будущих предпринимателей так же полезны, как просмотр фильмов о спорте для развития мускулов спортсменов. Спортсмену нужно выйти на беговую дорожку и нарабатывать результат. Кроме этого, у каждого тренера есть своя методика тренировки, и от нее и способностей будущего чемпиона зависит успех. Результат совсем не пропорционален времени, потраченному на тренировки.

 

Предприниматель — сам себе тренер. И у каждого успешного предпринимателя есть своя методика тренировки. Которую он совершенствует всю жизнь, хотя не всегда отдает себе в этом отчет. Успешный предприниматель обладает хорошей способностью к рефлексии, он способен объективно посмотреть на свою собственную деятельность и откровенно сказать самому себе о ошибках. Это возможно потому, что предприниматель очень любит себя, и верит себе. Он способен найти в своей деятельности колоссальное количество ошибок и глупостей, и при этом остаться уверенным в себе, и так же продолжать любить себя.

 

Ошибки дают ценную информацию, они указывают на возможность развития. Не бывает случайных ошибок. Случайность есть еще непознанная закономерность. Каждая ошибка — следствие искаженной картины мира. Вы ошибаетесь не потому, что не знаете, а потому что перегружены ошибочным знанием. Ошибки, как трассирующие пули, указывают на отклонение от цели. Поэтому, чтобы попасть в цель, нужно начать действовать. Нет предпринимательской деятельности — нет тренировки, нет коррекции. Всякая подготовка на берегу ничего не дает; только оказавшись в воде, вы начинаете получать навыки и наращивать спортивную форму.

 

Повторю, так как заранее подготовиться к предпринимательской деятельности невозможно, нужно совмещать бизнес, тренировку и коррекцию. Коррекцию как бизнеса, так и методики тренировки.

 

Вернемся к представлению о цене в головах людей. Если мы до конца согласимся с тем тезисом, что объективной цены не существует, а существуют только мнения о цене, то придем к выводу, что нужно работать не с товаром, изменяя его цену, а с представлением о цене у покупателя. Что, кстати, и делают талантливые продавцы: они не продают товар, они изменяют мнение о товаре у покупателя. И после этого он сам хочет купить.

 

Поэтому когда вам говорят о том, столько стоит некий товар, можете быть уверены, что это не так — у вас формируют представление о цене. На рынке всегда (подчеркиваю, всегда) существует такой или аналогичный товар в два раза дешевле. И вам только нужно его найти. Всегда есть люди, которым срочно нужны деньги; всегда есть имущество, которое продается за долги; всегда есть люди, не знающие рыночной цены.

 

Кстати, выражение рыночная цена абсурдно. Какая может быть рыночная цена, когда каждый акт купли-продажи уникален, и не зависит от качеств товара, а только от представлений участников сделки. А люди могут очень сильно заблуждаться. Тем более, под воздействием средств массовой информации или человека владеющего словом. Если вы на каждой крупной покупке в своем бизнесе будете делать 100% экономии, вы быстро разбогатеете. Предприниматели посещают дорогие магазины для личного потребления и личного удовольствия, а для своего бизнеса покупают там, где дешевле, а не там где лучше сервис и есть хорошие подъездные пути.

 

Когда вы попадаете в дорогой магазин, или солидную фирму, то от входа начинают воздействовать на ваши представления о цене. И часто добиваются успеха. Вы скажете, что автомобиль всегда дороже куска мыла, поэтому тезис о том, что цена не зависит от качеств товара, неверен. Да, автомобиль дороже, но купить автомобиль одной и той же марки можно по существенно разной цене, особенно, если вы поищете автомобиль, который уже был в эксплуатации пару недель или месяц. Что изменилось в этом автомобиле? Только ваше представление о цене на него. Сами вы не отличите его от абсолютно нового.

 

Так за что вы платите больше? За тщеславие. Ваше самолюбие страдает, когда вы покупаете подержанную вещь. Ваше самолюбие страдает, когда вы ищете товар подешевле, не в самых солидных местах. Как наслаждается ваше эго, когда вы, не спрашивая о цене, говорите — заверните мне это все.

 

Когда вы отдыхаете, получайте удовольствие. Но когда вы это делаете в собственном бизнесе, или вы вдруг увидите выражение превосходства на лице вашего сотрудника, когда он покупает что-то для вашей фирмы, будьте уверены: вы — потенциальный банкрот. Если ваш сотрудник мучается от унижения, выторговывая несколько центов, значит, вы можете рассчитывать на небольшую прибыль. За каждую чашку кофе, которую вы выпиваете в чужом солидном офисе, рассматривая роскошные проспекты, вы заплатите стократную цену, а может, и намного больше.

 

Нет ничего дороже чувства собственного достоинства в бизнесе, поэтому продавайте его вашим клиентам, но никогда не оплачивайте его сами. Более того, чем лучше к вам относится партнер по сделке, тем больше это вас должно насторожить — не слишком ли выгодна для него сделка, не слишком ли дорого вы платите. Может быть, на соседней улице, в грязном подвале это стоит на 30% дешевле.

 

Поэтому поощряйте чувство собственного достоинства у ваших партнеров, а особенно у их сотрудников; пусть они тешат свое тщеславие и оплачивают самую высокую цену. Сколько угодно кофе, и дорогого виски, но ни цента скидки. Только следите за тем, чтобы на каждой бутылке виски вы делали 10000 (десять тысяч) процентов прибыли. И жестоко расправляйтесь с сотрудником, который только подумал, что если у компании есть деньги, то, значит, их можно тратить легко и красиво, не торгуясь. Особенно на то, что вам на самом деле не нужно.

 

Что не нужно, то всегда

слишком дорого.

Катон.

 

Как только кто-то в вашей компании сказал, что нужно приобрести самые лучшие (а, значит, самые дорогие) компьютеры, столы или телефоны, значит — эта зараза уже завелась. И вытравлять ее нужно каленым железом. Еще Паркинсон открыл закон, что пока организация ютится в дешевом и неудобном помещении, она бурно развивается, но, как только она переезжает в дорогой собственный офис, дух смерти начинает витать по коридорам.

 

Причина банальна. Сотрудник, сидя в шикарном офисе, в окружении дорогой мебели и компьютеров последней марки, уже имеет достаточно оснований, чтобы уважать себя и считать, что он многого добился в жизни. Причем за это вы заплатили из своего кармана.

 

Хотите, чтобы ваши сотрудники перестали работать? Дайте им основания себя уважать. Расскажите им, что они работают в солидной фирме, что они могут этим гордиться — и они будут гордится, но работать им уже будет незачем. Гордиться может хозяин (на пенсии, занимаясь сочинением мемуаров), но не сотрудники. Гордость слишком дорого стоит. Даже для английской королевы это возможно только при поддержке государственного бюджета Великобритании.

 

Гордость — это деньги бедняка. Я бедный, но гордый. Что можно перефразировать следующим образом. Я бедный, потому что зарабатывать деньги ниже моего достоинства. Для настоящих аристократов духа деньги не имеют значения.

 

На что я бы ответил следующее.

 

Когда миллионер раздает свои деньги и говорит о том, что деньги ничего не значат в этом мире, я склонен ему верить. У него были деньги и он имел возможность проверить, что они значат.

 

Когда же это говорит человек, который ни разу в жизни не оплачивал счет в дорогом ресторане; не видел, как на тебя смотрят красивые женщины, когда ты едешь в классном автомобиле; и не испытал власть денег над людьми, я ему не верю. Пусть попробует иметь деньги, а потом откажется, если сумеет. Отказаться можно от того, что есть. Нельзя отказаться от того, чего нет. Можно сделать вид перед другими людьми, что не хочется недоступного. Но зачем обманывать себя самого.

 

Обман самого себя — самый короткий путь к тому, чтобы стать неудачником. Неудачник — это человек, который довольствуется тем, что ему доступно и выдает это за желаемое. Неудачник воспринимает каждую ситуацию не как ситуацию, которую он создал сам и сам может изменить, а как неизбежную данность. Стать неудачником легко. Достаточно к месту жаловаться на обстоятельства. Стать удачливым трудно; нужно все, что происходит, считать организованным тобой. Неудачник всегда может найти того, кто во всем виноват. Даже если неудачник решает, что он в чем-то виноват, он ничего не делает. Неудачник уверен, сделать ничего нельзя. Неудачник слабее неудачи. Даже самая маленькая неудача сильнее самого большого неудачника. Что по поводу неудач говорят известные люди?

 

Успех — это переход от неудачи к неудаче

с нарастающим энтузиазмом.

У. Черчилль

 

Или еще одно высказывание из книги Николауса Б. Энкельмана «Преуспевать с радостью».

 

Кризис-это шанс.

 

Попробую прокомментировать. Через успехи вы двигаетесь к неудаче. Через неудачи вы двигаетесь к успеху. Если вы имеет несколько успехов подряд, это означает, что вы ставите перед собой слишком легкие задачи. Если вы получаете неудачу, вы имеете огромное количество материала для развития. И самое быстрое развитие происходит во время цепи неудач, если это сможет выдержать ваша психика. Если же не сможет, то вы перестанете развиваться.

 

У многих людей — подсознательный страх перед неудачей. Они год за годом ставят перед собой только такие задачи, в которых наверняка добьются успеха. И год за годом лишают себя возможности развития. Страх перед неудачей лишает возможности успеха. А развитие обязательно сопровождается кризисами. Кризис и есть то самое состояние, когда все, что делалось раньше, отрицается, ведь именно это привело к кризису. Нужно делать нечто радикально новое. Посмотреть на ситуацию свежим взглядом и увидеть возможности, которые раньше не замечались.

 

Кризис заставляет изменить картину мира. Поэтому, чтобы внешние обстоятельства не давили на нас, нужно самому создавать себе кризисы. Кризис, еще раз повторю, свидетельствует о развитии. Отсутствие кризисов указывает на застой, стагнацию.

 

Кстати, отсутствие кризисов в процессе написания этой книги тоже говорит о стагнации. В любой хорошей пьесе есть завязка, кульминация и развязка. Как мне кажется, завязка затянулась.

 

Читатель уже давно понял ту главную мысль, которую я выразил десятком разных способов. И, видимо, давно ожидает продолжения. Это понятно читателю. А что же дальше? Более того, читатель давно согласился с тем, что все причины в нем самом. Действительно, а что же дальше? Отговариваться невозможностью выразить словами то, о чем эта книга, дальше уже невозможно. Пора быть категоричным: есть что сказать — говори, нечего — не отнимай время.

 

Понятно, что бизнес, как на фундаменте, основывается на философии и психологии. Не на философии и психологии бизнеса, а на философии и психологии человека. А человек очень сложно устроен, да еще один человек сильно отличается от другого (хотя бы по уровню доходов).

 

И если даже многие из нас что-то читали о психологии и философии, то делали что-либо единицы. А что значит в этой области делать? Это проведение целенаправленной работы над собой, которая начинается с самонаблюдения, а заканчивается формированием новых привычек и стереотипов. Как новых стереотипов движений, так и, в первую очередь, новых мыслительных стереотипов. И я сейчас могу потратить на эту мысль десяток-другой страниц, но результат будет тот же. Никто из читателей, почти никто не сможет изменить свои ментальные стереотипы. По банальной причине. Потому, что не будет этим заниматься.

 

Внутренняя мыслительная работа — это то, что никто за вас не сможет сделать и, хуже того, никто не сможет вам помочь. Никто, кроме вас, не сможет поймать свою собственную мысль и препарировать ее. Это откуда такая? Что явилось причиной появления этой мысли? Какие комплексы, ограничивающие мыслительные стереотипы, инициировали эту мысль? Что во мне эту мысль придумало? Ведь 90 с лишним процентов наших мыслей — не наши, а наших комплексов и стереотипов. И поэтому, используя мысли как индикатор, нужно каждый день менять свои стереотипы, от стереотипов слабоумного до стереотипов успешного человека, а, может быть, и Мастера.

 

У Мастера тоже есть стереотипы, например, стереотип не иметь стереотипов. Если отнестись к мыслям, как к чему-то серьезному (а это очень серьезно), то можно различать успешные и неудачные мысли и, таким образом, совершенствовать свою мыслительную деятельность. Оценивать не только свою физическую деятельность, а, в первую очередь, мыслительную.

 

Будьте внимательны к своим мыслям –

они начало поступков.

Лао-Цзы

 

По физическим возможностям люди отличаются друг от друга не более чем в три-пять раз. По мыслительным — в сотни раз. Поэтому не имеет значения, как вы делаете что-то — это вы можете делегировать; имеет значение, как вы думаете — а вот это делегировать нельзя. Вы можете доверить другим детали, но всю картину целиком нужно держать в голове вам и только вам. И если ваши комплексы исказят картину вашего дела, вы получите уродца, который долго не проживет, как бы заботливы вы ни были.

 

Хорошо, что нам недоступны сознательно функции внутренних органов. Мы не можем усилием воли управлять частотой пульса или выделением желудочного сока. Я могу себе представить, какие самоубийственные глупости начали бы происходить, получи человечество такую возможность. Но именно такие самоубийственные глупости мы ежедневно делаем в своем мышлении, только от этого страдает не наше тело, а наша жизнь.

 

Причиной всего является наше мышление, это оно создает все остальное в нашей жизни. Или не создает. Я бы даже сказал, способ мышления. Точно так же как в любом деле есть разные приемы и даже способы сделать то или иное, в мышлении существуют разные способы создавать мысли — отличающиеся по эффективности в сотни раз.

 

Правда, увидеть тот или иной способ почти невозможно, он находится внутри головы и проявляет себя не прямо, а косвенно — качеством мыслей, а затем и действий. То есть, если вы видите людей, уровень доходов которых отличается в сотню раз, это означает, что на столько же отличается их качество мышления. Но на качество мышления никто жалуется.

 

Есть хорошая поговорка: «Все жалуются на недостаток денег, никто не жалуется на недостаток ума».

 

Способ мышления успешного предпринимателя эффективнее, чем у других. Попробуем рассмотреть, что такое способ мышления. Мышление оперирует понятиями. Понятие — это коробочка (вагонетка) со смыслом, на которой наклеен ярлык (название). Чем умнее человек, тем лучше он понимает, что мышление оперирует понятиями (которые сложно, а точнее — невозможно, коротко описать), а не словами. И что за одним и тем же словом у разных людей скрывается разный смысл, поэтому буквальное понимание высказывания искажает смысл.

 

Примитивные люди думают словами, смысл которых не зависит от контекста и, соответственно, создают примитивные мысли. А мир бесконечно сложен, и поэтому упрощать значит — искажать.

 

Способы мышления отличаются по цели, на которую ориентированы операции с понятиями. Если вы хотите сделать изобретение — то вам нужен изобретательский способ мышления. Который, например, характеризуется тем, что вы ищете и вскрываете противоречия в технической системе, формулируете идеальный конечный результат (ИКР) и пытаетесь, не привлекая дополнительных ресурсов, используя только те ресурсы, которые есть в технической системе, устранить противоречие и достичь ИКР.

 

Кроме цели, мышление имеет стратегию и тактику. Так, выше описана некоторая последовательность мыслительных операций, которая имеет тактические приемы и стратегическую составляющую. Кроме этого, в качестве сырья для мышления используются знания. Знания являются сырьем, но не ПРОДУКТОМ мышления.

 

Если человек выдает в качестве результата то, что он вспомнил, это означает, что мышления не было, и место этим мыслям в мусорном ведре. Как говорит один мой знакомый, такой человек — это справочник на ножках. А сырья и так слишком много (особенно в библиотеках), и катастрофически не хватает конечного продукта.

 

Итак, имеется цель мышления, определяется тактика и стратегия, используется сырье. Далее, должен быть критерий, готова мысль или еще нет, то есть происходить сравнение цели и полученного результата. Если цель не достигнута, мысль нужно потихоньку уничтожить. Никому не нужно демонстрировать брак в мышлении. Хорошее мышление базируется на законах; это законы, на которых основан мир. Например, красота — это признак гармонии и эффективности.

 

Авиаконструкторы знают, что некрасивый самолет плохо летает и наоборот. Мир нелинеен, то есть изменение одного параметра рано или поздно радикально изменит всю систему.

 

Устройства слона и муравья радикально отличается, хотя, казалось бы, они могли отличаться только размерами. Устройство маленькой и большой фирмы совершенно разное, поэтому и происходят кризисы в развитии организации, но без кризисов роста не бывает роста. Пропорции ребенка и взрослого сильно отличаются. Соотношение частей в только что организованной фирме и существующей давно, существенно различается.

 

Все влияет на все. И особенно в мышлении. Ваше мышление влияет на ваши действия, ваши действия определяют ситуации, в которых вы оказываетесь. Ситуации определяют ваш личный опыт, ваш личный опыт определяет мышление. И опять замкнутый круг, который можно разорвать только в мышлении.

 

Измените свое мышление сами, а не благодаря событиям во внешнем мире. Зачем вам страдания, чтобы стать мудрее? Страдания — слишком дорогая цена за изменения. Работа над собой, вот путь к сверхэффективности в бизнесе. Работа над своим мышлением — вот способ повысить личную эффективность. А ваша личная эффективность — это то, чему нигде не учат, потому что этому научить невозможно. Но можно научиться самому.

 

Как уже понятно, мышление, как и действие, имеет начало, середину и конец. И, как и в действии, прежде чем начать обдумывать что-либо, нужно знать, что вы хотите получить, и что является критерием успеха или неуспеха в вашем конечном продукте мышления. Это означает, что, прежде чем начать обдумывать проблему, нужно тщательно ее сформулировать. Как известно, правильная постановка вопроса есть 50% его решения. Вы должны сформулировать по возможности задачу (проблему) по максимуму; чем более трудную задачу вы поставите, тем более сильное решение вы имеете шанс найти. В ТРИЗе это называется сформулировать ИКР (идеальный конечный результат).

 

Далее. Необходимо отключить критику на этапе генерации идей. Конечно, это намного легче сказать, чем сделать, но если вы сразу, по мере поступления идей, будете их критиковать с точки зрения осуществимости, вы можете отбросить идею, содержащую очень сильное решение. Сильные решения парадоксальны и вызывают внутренний протест, поэтому, если идея вас сильно раздражает, то отнеситесь к ней внимательнее. Сильные решения отрицают все то, что вы делали до сих пор, и поэтому самим своим существованием критикуют вашу предыдущую деятельность.

 

Имея набор идей, самых парадоксальных и фантастичных, нужно попытаться найти в них то, что может оказаться полезным. Идея не является решением, она указывает на направление дальнейшего размышления. Идею нужно привязать к вашей ситуации, следя за тем, чтобы она не потеряла своей парадоксальности и нетривиальности.

 

Понятно, что описывать все это намного легче, чем сделать, но лучше этот процесс я описать не могу, а оставить его совсем без описания, не хотелось бы. Существует несколько методик генерации идей, приведу только названия: мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, и другие. В ТРИЗе разработан целый алгоритм, который не только помогает генерировать идеи, но в него встроен механизм выхода на сильные решения и отбрасывания слабых. Если это вас заинтересует, вы сможете найти необходимую литературу. Хотя я привычно сомневаюсь, что вы это сделаете.

 

Как уже понятно из предыдущего текста, существует несколько способов мышления, для каждой ситуации можно подобрать эффективный способ. Обычно человек владеет одним способом мышления, талантливый человек двумя-тремя. Гений может использовать 7-8 способов мышления. Мастер оперирует всем универсумом способов мышления.

 

Есть такая гипотеза, что всего их 16. Почему 16? Известна такая наука — соционика, автор — Аушра Аугустинавичюте. Американская версия называется система Майер-Бриггс. Родоначальником ее явился известный философ и психолог начала века Карл Густав Юнг, который разделил все проявления человеческой психики на четыре функции, две пары. Два в четвертой степени и дает 16.

 

В чем идея Карла Юнга? В каждой ситуации человек вынужден в бесконечно сложном мире делать выбор. Например, между синицей в руках или журавлем в небе. Так вот, есть люди, которые, привычно (не думая), выбирают журавля и те, кто также уверенно выбирают синицу. Если бы, например, наши руки не делились на обычно более развитую правую или левую, то в каждой простой ситуации, когда предмет находится прямо перед нами, мы бы надолго задумывались, какой рукой взять этот предмет, правой или левой.

 

Правша, не думая, обычно берет предмет правой рукой; левша, соответственно левой. Помните притчу о Буридановом осле, справа и слева от морды которого, на одинаковом расстоянии положили по охапке сена — и бедный осел умер с голода, так и не сделав выбора. У него не было предпочтительной стороны, правой или левой.

 

Таким образом, все люди, в зависимости от того, какая функция из четырех у них сильнее развита, и предпочитают соответствующую половину выборов по каждой из функций. И, таким образом, не считая индивидуальных отличий, мы имеем 16 картин мира. 16 колоколен, с которых лучше видно; 16 куликов, которые хвалят свое болото. В процессе развития человечество было вынуждено дифференцироваться (специализироваться) для того, чтобы повысить эффективность общества в целом. Одни поддерживают стабильность, другие обеспечивают развитие; одни аристократы духа, другие куют бабки.

 

Попробую перечислить эти пары. Первое, это пара «настоящее — будущее», или «синица — журавль» или «практика — теория». Вторая пара: «логика — этика», «расчет — эмоции», «доход — слава». Прошу извинить тех, кто знаком с соционикой, за то, что очень упрощаю, но опять-таки, кому будет интересно, тот познакомится с этой теорией поподробнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.