Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки факторов производства




Таким образом, антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования. Законодательные меры регулирования деятельности монополий - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Практика антимонопольного регу­лирования имеет следующие черты:

1. обычно государство запрещает заключение договоров, на­правленных на ограничение производства и торговли ка­ким-либо товаром;

2. запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияния­ми фирм;

3. запрещается так называемая ценовая дискриминация по­требителей по какому-либо признаку;

4. запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного бла­га становится непременная покупка какого-либо другого;

5. запрет на приобретение акций конкурентов, если это сни­жает уровень конкуренции в отрасли;

6. запрет взаимного переплетения директоратов конкурирую­щих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

7. запрещается монополизация производства выше опреде­ленного уровня в руках одной фирмы;

8. разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное пове­дение;

9. прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае за­вышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, осо­бенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

Экономические меры регулирования деятельности монополий - это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка цены» является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а, с другой, - обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной, чем несколькими фирмами. У. Баумоль предположил, что в условиях чистой монополии «централизовав снабжение и заменив, вероятно, одним агентом прежних сто самостоятельных агентов, а, также осуществив другие меры экономии, возможные благодаря укрупнению масштабов производства, монополист сумеет, видимо, снизить издержки»[11].

В современных условиях регулирующее воздействие на субъекты естественной монополии осуществляется по двум направлениям: путем создания специальных регулирующих органов, осуществляющих контроль за деятельностью фирм-монополистов (американский опыт) и непосредственным регулированием государственными органами предприятий-монополистов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (западноевропейский опыт).

Выводы:

1. В зависимости от уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим числом продавцов и покупателей, отсутствием влияния на рыночную цену и т.д. В связи с этим спрос на таком рынке совершенно эластичен, кроме того графически величина цены совпадает с величинами среднего и предельного доходов.

2. В краткосрочном периоде совершенноконкурентная фирма будет иметь возможность получить максимум прибыли при условии равенства предельного дохода предельным издержкам. В долгосрочном периоде фирма достигнет равновесного положения в случае, если будет выполняться следующее равенство: P=MR=MC=AC.

3. К рынкам несовершенной конкуренции относят монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Рынок несовершенной конкуренции – это структура, в которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Выделяют простую, открытую, закрытую и естественную монополию. Для всех форм монополий характерно наличие одного продавца уникального товара, обладающего полной властью над рыночной ценой. В силу этого монополист используя имеющиеся возможности стремится получить максимум прибыли, что достижимо при равенстве его предельного дохода предельным издержкам, а монопольная цена в отличие от рынка совершенной конкуренции всегда выше предельных издержек.

Рынок монополистической конкуренции достаточно распространенный и обладает следующими особенностями: большим числом продавцов и покупателей, дифференцированными товарами, ограниченным контролем над ценой, относительно невысокими барьерами для входа и выхода с рынка. Фирмы, функционирующие на данном типе рынка в краткосрочном периоде, имеют возможность получить экономическую прибыль, а долгосрочном периоде такой шанс привлекает конкурентов для входа в отрасль и в результате конкурентной борьбы экономическая прибыль падает до нуля.

Для олигополии характерна определенная неподвижность цен в краткосрочном периоде, в том случае, если средние переменные издержки не меняются. В остальное время олигополисты предпочитают стратегию сговора между собой в целях установления единой цены на рынке.

4. Так как деятельность монополии приводит к потерям общества, ухудшению положения потребителей государство стремится ограничивать функционирование такого рода предприятий путем осуществления мер эаконодательного и экономического характера.

Основные термины:

Рынок совершенной конкуренции Предельный доход
Предельные издержки Несовершенная конкуренция
Монополия Ценовая дискриминация
Индекс Герфиндаля-Хиршмана Коэффициент Лернера
Естественная монополия Монополистическая конкуренция
Дифференциация товара Олигополия
Антимонопольная политика «Потолок» цены

Вопросы для обсуждения:

1. Возможно ли существование в современных условиях рынка совершенной конкуренции?

2. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:

1) единовременный налог на монополию;

2) фиксированный налог на единицу выпуска;

3) установление максимальной цены на рынке.

Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, то есть повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.

3. В чем, на Ваш взгляд, смысл следующего высказывания Дж. Хикса: «Главное преимущество монополии — спокойная жизнь»?

Задачи:

1. Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию общих издержек: , где – объем производства, в тыс. штук. Цена продукции составляет 200 рублей.Чему будет равен объем производства, максимизирующий прибыль?

2. Совершенноконкурентная фирма производит 50 тыс. пар кроссовок в год при средних переменных издержках 650 рублей и средних издержках 780 рублей. При рыночной цене одной пары обуви 840 рублей, какую прибыль получит фирма?

3. Фирма, функционирующая в условиях монополии, имеет функцию предельных издержек: , функцию общего дохода: , функцию предельного дохода: , где – объем производства, в тыс. штук, значение предельных издержек, общего и предельного дохода приведены в тыс. рублей. Чему будет равен объем производства, позволяющий получить максимальную прибыль?

 

Тесты:

1. При совершенной конкуренции:

а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;

б) существует чистая монополия;

в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

г) господствует олигополия;

д) ограничен вход на рынок.

2. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) малое число фирм

б) большое число покупателей

в) однородные или малодифференцированные продукты

г) труднодоступное вхождение на рынок

д) все верно.

3. На монопольном рынке:

а) один продавец

б) свободен вход на рынок

в) продукт дифференцирован

г) один покупатель.

4. Фирма получит максимальную прибыль в случае, если …

а) предельный доход равен совокупному доходу;

б) предельный доход равен предельным издержкам;

в) средние переменные издержки равны балансовым;

г) цена на продукцию больше чем у конкурентных фирм.

5. Ценовая дискриминация - это:

а) продажа отдельных видов товаров и услуг, производимых с одинаковыми затратами различным покупателям по различным ценам;

б) снижение цены за счет снижения издержек;

в) снижение цены за счет уменьшения прибыли.

6. Если рыночная цена ниже AVC, то типичная фирма в конкурентной отрасли:

а) имеет сверхприбыль;

б) работает безубыточно;

в) закрывается и, возможно, покидает отрасль;

г) сокращает выпуск и повышает цену продукции.

7. Если MC монополиста положительны, то он будет производить там, где:

а) эластичность спроса больше единицы;

б) эластичность спроса меньше единицы;

в) эластичность спроса равна единице;

г) эластичность спроса равна нулю.

8. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к:

а) превышению цен над средними издержками;

б) снижению индекса Херфиндаля-Хиршмана;

в) превышению предельных издержек над рыночными ценами;

г) исчезновению экономической прибыли.

 

Рекомендуемая учебная литература:

1. Гальперин В. М. Микроэкономика / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. в 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 1998,Т. 2.

2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2001.

3. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. / Под ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис. - 2001.

4. Симкина А. Г. Микроэкономика. / А. Г. Симкина, Б. В. Корнейчук. – СПб.: Питер, 2003.

5. Общая экономическая теория (политэкономия). /Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой.- М., 2000.

6. Алешенко В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы. / В.В. Алешенко //Маркетинг в России и за рубежом, 2005. - №1. – С.106-112

7. Бордунов А. Конкуренция. / А. Бордунов. //Управление персоналом, 2005. - №9/10. –С.73-75

8. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. / М. Дерябина. //Вопросы экономики. - 2006. - №1. – С.102-121

9. Костерин М. К определению сущности естественных монополий. / М. Костерин. //Российский экономический журнал. – 2004. - №2.- С.92-94

10. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов. / П. Покрытан. //Экономист. -2006. - №2. – С.9-14

11. Воронов А. А. Формы и методы неценовой конкуренции в современных условиях хозяйствования. / А. А. Воронов. //Маркетинг, 2005. - №3. – С.17-21

12. Данилов И. П. Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности. / И. П. Данилов. //Стандарт и качество, 2005. - №1. –С.66-68

13. Вереникин А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках. / А. Вереникин. //Вопросы экономики, 2005. - №10. - с.56-71

Ответы:

Задачи:

1 - 110 тыс. штук

2 - 3000 тыс. пар обуви

3 - 40 тыс. штук

Тесты:

1 - а

2 - д

3 - а

4 - б

5 - а

6 - в

7 - б

8 - г

 

Глава 7.

7.1. Рынок труда: проблемы равновесия

7.2. Рынок капитала

7.3. Рынок земли

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.