Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюрократия и проблемы формирования




Общественный выбор в условиях представительной

Общественный выбор в условиях прямой

Общественные блага. Роль государства в рыночной

экономике 430

Общественные блага (430). Проблема безбилетника (431).

"Провалы" рынка. Функции государства в рыночной экономике

(432).

Примеры решения задач (435). Тесты (440)

Глава 14. Теория общественного выбора 448

14.1. Предпосылки анализа 448

Методологический индивидуализм (448). Концепция

"экономического человека" (449). Политика как обмен (449)

демократии 450

Характерные черты прямой демократии (450) Модель медианного

избирателя (450). Политическая конкуренция (453)

демократии 455

Особенности выбора при представительной демократии

Рациональное неведение (455). Группы с особыми интересами.

Лоббизм (457). Парадокс голосования (458). Логрол-

линг (460)

конституционной экономики 461

Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты

(463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" государства

(464). Модель Конституции Ф. Хайека (465).

Примеры решения задач (468). Тесты (472)

Приложения

1. Литература 483

1. Основные учебники и учебные пособия 483

2. Сборники задач и тестов 483

3 Специальная литература 483

2. Ответы к тестам 497

3. Краткий словарь экономических терминов 531

4. Именной указатель 558

Предисловие

В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике,

как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные

пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и

С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-

вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической

науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между

тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической

науке произошли серьезные изменения: классический либерализм

усилил акцент на микроэкономических основах экономической

теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-

институционализм, теория общественного выбора и др). Отечественный

читатель еще относительно плохо знаком с этими современными

тенденциями, и потому данный учебникпоможет ему найти верные

ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.

Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и

теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным

изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы

экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году.

Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяйства)

готовится к печати.

Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономических

специальностей вузов, уже знакомых с основами экономической

теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы,

как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения,

издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвычайно

лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание

таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в

России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам частичного

и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и

многим другим.

Первой отличительной особенностью данного учебника является

попытка последовательного проведения принципов классического

либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике построения

курса, а также в подробном изучении поведения потребителя,

неоинституциональной трактовке природы фирмы, характеристике

внешних эффектов и др.

Вторая важная особенность учебника заключается в том, что

автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих принципов

рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государственной

экономической политики в условиях современной смешанной

экономики. В книге широко представлена западноевропейская

традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на

множественности форм и методов влияния правительства на экономическую

жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую

практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в

освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "провалы"

рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой

XII Предисловие

целью после главы об участии государства в экономике дана главао

теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к

ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.

Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на

российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в современной

учебной литературе явно недостаточен. В практике ее преподавания

современная экономика России часто трактуется как простая

разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данного

учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между

современной экономикой развитых стран и переходной экономикой России.

Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя

он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом российской

ментальности сделан акцент на анализе методологических основ

современной экономической теории и институциональных предпосылок

рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в

которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр

течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать

читателю возможность многомерного видения экономических процессов

во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принципы

классического либерализма, автор тем не менее уделил большое

внимание актуальной для России проблеме роли государства в экономике.

Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из

отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в какой

это соответствует анализу рыночного хозяйства.

К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного

изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде всего

публикации на русском языке, которые позволяют существенно

углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам.

Автор придавал большое значение системе определений основных

понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фонарики"

позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объяснение

встречающихся терминов. В книге наряду с русскими понятиями

приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем,

что понятийный аппарат современнойэкономической теории еще окончательно

не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце

учебника краткий словарь экономических терминов.

В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для повторения,

примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н.,

проф. Р. М. Нуреев (главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева (главы 2, 9,

10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. а, доц. А. Н. Олейник

(глава 13); к. э н., доц. Н. М. Розанова (главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-

лова (глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших

учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономики,

а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной

политики, в Новосибирском государственном техническом университете,

Пермском государственном университете и многих других

Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника приносит

глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним,

и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю,

замечания которых помогли значительно улучшить первоначальный

вариант рукописи

Глава 1. Предмет и метод

экономической теории

1.1. Развитие предмета экономической теории




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.