Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о предмете философии и ее основных проблемах




Тема 1. Философия как ядро духовной культуры общества

· Понятие о предмете философии и ее основных проблемах. Место и функции философии в духовной культуре общества.

· Взаимосвязь философии с конкретными науками и практикой. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием.

· Соотношение философии, религии и мифологии. Структура философского знания.

· Коренной вопрос философии, его мировоззренческое и жизнеориентирующее значение. Материализм и идеализм, их исторические формы. Основные положения диалектико–материалисти-ческого мировоззрения, его значимость для развития науки и общества. Перспективы преодоления односторонностей материализма и идеализма в духовном опыте человечества.

· Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии.

 

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео" - люблю, "софия" - мудрость). Современная философия – это, прежде всего, наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Но что такое мудрость? Какие качества делают человека не просто умным, образованным, а именно мудрым? Интуитивно ясно, что мудрость связана с таким видением и пониманием действительности, которое превосходит обыденные и конкретно-научные, специальные знания своей целостностью, глубиной, масштабностью, практической действенностью. Известен афоризм, дающий сжатую, но весьма точную характеристику различий между умным и мудрым человеком: "Умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый никогда в это положение не попадет". Рассматривая формирование мудрых начал в человеческом разуме как главную цель философии, попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится развить в каждом из вас:

Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмысления своей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.

Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего. Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмысление и обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого и учитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий и получаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни и деятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этом она ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.

Всесторонность видения действительности. Всесторон-ность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, "простых" решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать". (Б. Спиноза).

Развитие рефлексивного мышления. Рефлексивность мыш-ления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.

Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершила полной его противоположностью, именуемой даже в странах Запада "звериным", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф "мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо". Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Таким образом, даже краткая и далеко не полная характеристика основных ориентиров мудрости, которые стремится выработать философия, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая наука, необходимая современному человеку и обществу. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1.1. Основные функции философии. Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

1. софийная;

2. мировоззренческая;

3. методологическая;

4. интегративная;

5. критическая;

6. духовно-гуманистическая.

Софийная функция философии - т.е. функция формирования ориентиров мудрости уже была кратко охарактеризована. На наш взгляд, она является ведущей в философии, связывает в единое целое все другие ее функции, является их результирующим, концентрированным выражением.

Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем: какова природа, происхождение и перспективы мира, в котором мы живем? Чем вызываются изменения, происходящие в мире? В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии? Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития? Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности? Характеризуя мировоззренческую функцию философии, важно отметить следующее:

I. Вклад в развитие мировоззрения вносит не только философия, но и частные, конкретные науки: астрономия, физика, химия, биология, геология, экология, инженерные науки и др. Однако эти науки формируют фрагментарные, односторонние картины мира (физическую, химическую, геологическую и др.). Задача философии - объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом, связывающие жизнь людей с жизнью Природы, отражающие мировой Универсум как среду жизнеобитания человека. Именно всеохватность, космичность философского видения мира обусловливает особый интерес философии к предельным основаниям бытия и познания, границам существования Космоса, жизни, человечества, укорененности человека во Вселенной.

II. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся придти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия же, наоборот, ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям. Например, обобщая закономерности эволюции материи, философия ставит вопрос об особенностях и перспективах эволюции человечества. Осмысляя новейшие данные о физической природе мира, соотношении фундаментальных физических констант, философия стремится понять укоренено ли человечество в физической структуре Вселенной закономерно и необходимо или же возникновение жизни и человека, как ее высшей формы, - это уникальное явление Космоса, продукт редчайшего и неповторимого стечения обстоятельств.

III. Стремление философии к целостному постижению Универсума вовсе не означает, что она "изучает все". Осмысляя мир в целом, философия имеет своим предметом наиболее общие законы природы, общества, мышления. Поэтому философия, не претендуя быть "царицей наук", тем не менее все же является наиболее фундаментальной из наук в смысле всеобщности, универсальности ее положений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.