Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием




2.1. Философия и конкретные науки. Как отмечалось в "Предисловии", научный статус философии неоднократно ставился под сомнение. Попытки принизить или даже отрицать ее научное значение предпринимались еще в ХIХ веке, но особенно назойливыми стали во второй половине ХХ века. Однако реальная жизнь убеждает не только в необходимости, но и в возрастающей ценности именно научных функций философии. Специфика философии в том, что будучи фундаментальной наукой она, в то же время, являет собой нечто значительно большее чем наука. Философия - это еще и мировидение, учение о нравственности, красоте, смысле жизни, т.е. ядро всей духовной культуры общества.

Научный статус философии отличается отмеченными ранее особенностями: всеобщностью (универсальностью) положений, ориентацией на постижение бытия в целом, обращенностью к человеку. Наряду с этими особенностями философия как наука характеризуется также следующими качествами:

7. рациональность философского знания. Охватывая предельные смыслы бытия, обобщая не только рациональное знание, но и житейскую мудрость, иррациональные формы духа (мифологию, религию и др.), философия, тем не менее, осмысляет Универсум и место в нем человека прежде всего в рациональных формах. Она строит свои учения логически обоснованно, в форме теоретических систем, базирующихся на предельно общих научных понятиях (бытие, сущность, явление, связь, развитие и др.), доступных разумному пониманию и подлежащих точному определению;

8. доказательность философских положений. Научная философия требует строгого обоснования своих утверждений. Но характер этого обоснования иной чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфически философских методов категориального анализа, основы которых заложили такие мыслители как Сократ, Аристотель, Гегель и др.;

9. многообразие философских направлений. Это качество философии обусловлено ее обращенностью к миру человека, общества, культуры. Многообразие человеческих потребностей и культурных миров даже внутри одного общества порождает множественность культурных устремлений, что и отражается в огромном разнообразии философских школ, учений и направлений. Однако наряду с "многоголосием" философской науки в ней присутствуют взаимодополнительность различных направлений, тенденции к их синтезу, взаимообогащению.

2.2. Взаимосвязь философии с конкретными науками можно кратко выразить в следующих положениях:

- конкретные науки связывают философию с действительностью, дают ей необходимый фактический материал, который она осмысляет и обобщает в своих особых философских категориях (бытие, сознание, связь, развитие, истина и др.);

- философия, обобщая исторический опыт развития общества, человеческой деятельности, науки, культуры, формирует общую стратегию истинного познания и продуктивной деятельности. Она дает частным наукам генеральные ориентиры их развития, стремится уберечь их от ложных путей и ошибок.

Таким образом, философия и конкретные науки взаимонеобходимы друг для друга, не могут продуктивно развиваться друг без друга. Философия, не опирающаяся на конкретные науки, неизбежно вырождается в бесплодное, схоластическое умозрение[3], а конкретные науки без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, лишаются целостного видения проблем и продуктивных импульсов развития. Как проницательно заметил русский философ Г. Челпанов "... философский интерес движет вперед науку... Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке и может быть самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний".[4]

2.3. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретными науками. В своем развитии философия прошла ряд этапов, на каждом из которых ее содержание, характер и функции существенно изменялись. В качестве основных можно выделить следующие этапы ее исторической эволюции:

Философия древних мыслителей. Она представляла собой единую, нерасчлененную, универсальную науку, включавшую не только философские знания, но и все другие знания, известные людям той эпохи: естественнонаучные, социально-политические, гуманитарные и др. На этом этапе философия была "наукой наук".

В XVI - XVIII вв. началось выделение частных наук из философии. Этот процесс наиболее явно происходил в Европе, где он стимулировался развитием капитализма и связанным с этим растущим спросом на точные, конкретные научные знания. Именно в эту эпоху начинают развиваться как самостоятельные области знания такие науки как география, математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, медицина и др. Процесс формирования новых конкретных наук и дифференциации старых продолжается и в настоящее время. Так уже в ХХ веке возникли такие науки как демография, информатика, космонавтика, биотехнологические науки и др. Дифференциация конкретных наук, имевшая в прошлые века в основном позитивное значение, в ХХ веке стала обнаруживать все большие издержки. Современная биология, медицина, физика, технические науки дифференциро-вались настолько, что включают в себя сотни направлений со своими особыми языками, методами исследования, результатами, не всегда известными даже специалистам других направлений данной науки. Растущая специализация создала труднопреодолимые барьеры между науками, обусловила узость и односторонность видения сложных проблем, привела к выпадению из поля зрения конкретных специалистов важных межнаучных связей. В этих условиях перед философией встают качественно новые задачи, связанные с формированием целостной стратегии развития науки, культуры, общества в целом. Существенно возрастает значимость ее интегративных, прогностических и лидерных функций. Именно в связи с этими процессами во второй половине ХХ - века начинается качественно новый этап развития философии и изменения ее роли в духовной сфере.

Сущностью этого третьего этапа, особенно явно обозначившегося в конце XX века, является формирование нового интегративного синтеза философии и конкретных наук. Философия стоит перед необходимостью принятия на себя функций лидера, объединяющего и координирующего взаимодействие конкретных наук при решении сверхсложных, междисциплинарных, глобальных проблем (экологической, демографической, социально-эконо-мического неравенства и др.). Другой науки, способной осуществлять продуктивное объединение конкретных наук на решение этих жизненно важных для человечества проблем просто нет. Поэтому философии предстоит очень серьезная работа по собственной модернизации и конструктивизации с целью углубления контактов с конкретными науками, развития новых, системных форм и методов осуществления своих интегративных и лидерских функций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.