Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин Московского государственного




Дисциплины

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

А. Г. Важенин


УДК 3(075.32) ББК 60я723 В129

Рецензенты: доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин Московского государственного областного университета Е.А.Певцова;

заведующая дневным отделением Московского политехнического колледжа Н.Б.Ходакова

Важенин А. Г.

В129 Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2008. — 368 с. ISBN 978-5-7695­4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культур­ная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; осве­щаются глобальные проблемы современности.

Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

УДК 3(075.32) ББК 60я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление.

Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательно-

издательский центр «Академия», 2008

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критиче­скому анализу. Почему человек не может жить вне общества? По­чему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? По­чему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят вой­ны и революции? Зачем нужно государство?

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения многих научных дисциплин — философии, социологии, полито­логии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объ­единены в общий комплекс обществознания.

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юрис­пруденцию, — науки, которые изучают человека и общество с разных сторон. Социология изучает вопросы формирования лично­сти, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир ис­кусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распре­деление, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, про­блемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

С древних времен особая роль отводилась философии — науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущ­ность человека, общие закономерности его развития как биоло­гического и социального существа. Древние мыслители представ­ляли систему наук садом, в котором каждый ученый — предста­витель той или иной науки — «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада. Таким обра­зом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук.

В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетво­рять необходимые потребности и оценивать достигнутые резуль­таты.

Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в об­ществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, тра­дициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.

Нередко молодые люди высказывают желание стать социоло­гом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий. Для целенаправленного выбора будущей профессио­нальной деятельности необходимо получить базовые знания в об­ласти обществознания. Эти базовые знания содержит данная кни­га. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объяс­няется, почему одни народы развивались быстрее, а другие мед­леннее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует нера­венство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основ­ных отраслях российского права.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.


ГЛАВА 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.