КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога. 1 страница
§ 2. Урок психологии Современная система обучения в школе имеет классно-урочный характер. Это значит, что основной организационной формой школьного обучения является урок по тому или иному учебному предмету. Уроки проводятся с постоянным составом учащихся (классом), по твердому расписанию. Цель любого урока — создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечили усвоение учащимися определенных знаний, овладение умениями и навыками применять знания на практике, развитие способностей школьников, накопление ими опыта творческой деятельности. На единство и взаимообусловленность накопления знаний, навыков и развития способностей, творческого начала ребенка издавна обращали внимание известные мыслители и педагоги. Так, еще Аристотель утверждал, что ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания «на деле». Необходимость объединения главных задач образования — усвоение суммы знаний и развитие способностей — защищал К. Д. Ушин-ский. Он указывал на то, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях и что каждая наука развивает человека именно своим содержанием. Он писал: «Всякое не мертвое, не бесцельное учение имеет в виду готовить дитя к жизни: а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен»1. На важность приобретения в школе опыта творческой деятельности обращал внимание./7. Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений»2. Урок представляет собой единое целое, с единой конкретной дидактической целью, которой подчинены все элементы урока, составляющие 1 Ушинский К. Д. Собр. соч. - М., 1949. Т. 6. - С. 267. 2 Толстой Л. Н. О литературе. — М., 1955. — С. 118. 552 ______________________________ Часть III. Преподавание психологии вшколр его структуру. Такими элементами являются: сообщение новых знаний, закрепление их в памяти учащихся, применение знаний на практике, учет и оценка знаний. Структура урока не может быть постоянной и жесткой. Она зависит от логики урока, его места в системе уроков по определенной теме, от характера содержания учебного материала, состава класса, методического предпочтения учителя и др. Урок — живое целое, а не механическое сцепление отдельных его элементов. Важно, чтобы система знаний и умений, составляющая содержание целостной темы по учебному предмету, была разными способами сообщена учащимся, закреплена в их памяти, применена на практике, пробудила творческую заинтересованность школьников, а ее усвоение тем или иным путем проверено. На уроке в зависимости от его конкретной темы и задач сочетаются фронтальные, коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности. В основе различий этих форм — особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учениками. Индивидуальная форма обучения предполагает взаимодействие учителя и ученика. При групповых формах обучения учащиеся взаимодействуют в группах, создаваемых на различных основаниях. Фронтальное обучение предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе и с общими задачами. При коллективной форме обучения учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своим лидером и особенностями взаимодействия. Урок психологии в школе подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения. Одна из таких специфических особенностей заключается в том, что учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать и себя, познавать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности. Зная, что такое развивающийся ребенок, что такое мышление, восприятие и так далее, психолог-учитель должен уметь так организовать содержание учебного материала, чтобы оно было пригодно для восприятия и освоения учащимися. Структура любого урока строится таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся умения и желания учиться, т. е. становлению школьника как субъекта учебной деятельности. Психология как наука и как учебный предмет может предоставить школьникам условия и средства развития субъектности как необходимого личностного качества. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______553 Желательно, чтобы урок носил характер замкнуто-открытой системы. Замкнутая — все знания, требуемые программой, должны быть преподаны и усвоены на уроке. Это достигается: ♦ искусством изложения новых знаний учителем; ♦ применением различных средств наглядности (изобразительных, технических и др.); ♦ упражнениями и творческими заданиями; ♦ знанием и учетом индивидуальных особенностей учащихся, которые проявляются в темпах и способах усвоения, своеобразии мышления, в склонности к тому или иному виду работы, в отношении к предмету, в уровне развития способностей и др. Открытая — не должно быть никаких домашних заданий типа прямого повторения, пересказа и пр., способствующих развитию непродуктивных способов учебной деятельности (механическое запоминание, зубрежка и т. д.). Домашние задания должны иметь самостоятельно-творческий характер, например: ♦ ознакомление с дополнительной литературой по теме; ♦ подготовка самостоятельных сообщений, углубляющих и расширяющих учебный материал; ♦ наблюдение за каким-либо психологическим явлением; ♦ анализ собственных мыслей, отношений, переживаний; ♦ подбор примеров из научной и художественной литературы, из жизненных наблюдений по теме, изучаемой на уроке, и т. п.; ♦ проведение интервью и пр. Такая работа позволяет учащимся принять свою учебную работу как деятельность исследовательскую, требующую самостоятельности в постановке целей и выборе средств, т. е. формирует учеников как субъектов учебной деятельности. Известно, что склонность к исследованию проявляется в человеке очень рано. А при нынешнем информационном взрыве — тем более. На уроках психологии возможно и необходимо создать благоприятные условия для развития исследовательской направленности интеллектуальной активности учащихся. С этой целью можно использовать такие, например, активные методы обучения: ♦ обсуждение рефератов; ♦ защита ученических проектов; Часть III. Преподавание психологии в шко ле ♦ деловые игры; ♦ проблемные беседы (дискуссии); ♦ викторины; ♦ «мозговой штурм» предлагаемых учителем проблем или вопросов; ♦ использование компьютеров и пр. § 3. Подготовка учителя к уроку Подготовка к проведению занятий по той или иной теме включает в себя: ♦ определение ее места в системе изучения учебного материала по психологии в целом; ♦ продумывание всех уроков, на которых эта тема (например, «память», «характер», «общение» и пр.) будет рассматриваться; ♦ детальное планирование проведения каждого урока по теме. Приступая к работе над темой, следует еще раз самому учителю внимательно повторить или изучить ее научное содержание. Используя полностью материал учебника, не ограничиваться только им, включать иные источники психологического знания. Желательно дополнять материал учебника собственными примерами, иллюстративным материалом и пр. Необходимо продумать методическую сторону ведения каждого урока. Методические приемы и средства должны давать учителю возможность пробуждать и поддерживать познавательную активность учащихся: их внимание, осмысленное восприятие учебного материала, активное отношение к учебной деятельности, стремление (желание) ученика самостоятельно познавать новое для него. На уроке психологии необходимо разнообразие методов, средств работы над изучаемым материалом. Преподаватель психологии, быть может как никто другой из педагогов школы, понимает суть утверждения К. Д. Ушинского о том, «что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания»1. ' Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1954. Т. 2. Вопросы обучения. — С. 117. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______555 При этом методическое разнообразие не должно заглушить своеобразия методического почерка самого учителя, который является показателем его педагогического мастерства и творчества. Пожалуй, самое сложное в подборе методического оснащения урока состоит в том, чтобы оно было направлено не столько на запоминание, сколько на понимание изучаемого материала. Каждый психолог великолепно знает, что заучивание учебного материала без достаточного понимания его ведет к формализму в усвоении знаний. В этом случае знание формулировок, предложенных педагогом или приведенных в учебнике примеров, не наполнено реальным содержанием и смыслом. У школьников развивается вербализм, пристрастие к стереотипии мышления, речевым штампам в высказываниях. Такое знание не ведет к переосмыслению прежних представлений о действительности, сформировавшихся в процессе жизни. В результате учебные знания сосуществуют наряду с прежними, донаучными. При этом явления окружающей действительности объясняются, исходя из житейского опыта, а даваемая в школе система научных понятий рассматривается как специфическое «школьное» знание, которое не имеет прямого отношения к реальной действительности. Не случайно Л. Н. Толстой подчеркивал, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Работа над заданиями, требующими материального оснащения, должна готовиться учителем заранее. Так, например, если на уроке предстоит проведение опытов по ощупыванию предметов в перчатках и без них, то учителю следует заранее позаботиться о том, чтобы все необходимое было наготове. Продумывая предстоящий урок, следует вспомнить и о составе класса: есть ли в нем дети, для которых обсуждаемая тема может оказаться болезненной, травмирующей. Поэтому уроки в разных классах одной возрастной параллели могут существенно отличаться друг от друга — по акцентам в содержании материала, по обсуждаемым примерам, по иллюстрациям, по заданиям на дом, даже по организации групповой работы в классе, которая может проходить в подгруппах, сформированных по различным основаниям: соседи по парте, мальчики — девочки, игровой принцип, специфика содержания и пр., но всегда с учетом личностных особенностей детей и их межличностных отношений. Свободная импровизация на уроке не только возможна, но и желательна. 556___________________________ Часть III. Преподавание психологии в ш коле Еще на один аспект подготовки урока хотелось бы обратить внимание преподавателя психологии: на уроке не следует использовать профессиональные психологические методы («Рисунок семьи», тест Векслера и т. п.). Очень сложным моментом подготовки урока и продумывания как определенной темы, так и всего курса изучения психологии в школе является разработка системы домашних заданий. Достижение целей преподавателя психологии в школе возможно только при активном отношении учащихся к материалу. В учебниках предусмотрены задания, в которых предлагается высказать свое мнение, решить психологическую проблему и т. п. Домашнее задание на уроке следует в обязательном порядке разъяснять учащимся: как надо работать с учебником, на что обратить особое внимание, как заполнить таблицу, как отвечать на вопросы и пр. Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить сообщение, взять интервью, составить вопросы по теме для одноклассников и пр. Учителю важно «обыграть» эти задания в классе, заинтересовать ими учащихся, привлечь родителей к совместному обсуждению с детьми некоторых вопросов психологии. Задания, выполняемые учащимися дома, обязательно проверяются и обсуждаются на следующем уроке. При этом каждый ученик должен быть отмечен преподавателем. Обязательно подчеркивается индивидуальность решения, подхода, точки зрения и т. д. каждого ребенка, а не только правильность того или иного ответа. Реализуемое на уроке обучение — процесс активного взаимодействия ребенка и взрослого, субъект-субъектного взаимодействия или сотрудничества. От степени и характера этого взаимодействия в значительной мере зависит обучающий и развивающий эффект учебно-познавательной деятельности школьников. «Педагог делится своим знанием, дарит, а не транслирует его. Он поводырь — посредник, который вводит учащегося в образовательное пространство: в мир знания и в мир незнания. Подобная позиция педагога способствует становлению учебной деятельности и развитию личности учащихся со всеми вытекающими из этого последствиями: пробуждению познавательных интересов, потребностей, мотивов учения, формирование способностей к самостоятельности, целеполага-нию, рефлексии, практическому сознанию»1. Только то, что прошло через самостоятельную мысль или самостоятельное действие, становится достоянием субъекта. 1 Зипченко В. П. Психологические основы педагогики. — М, 2002. — С. 27. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______557 § 4. Урок и учебные ситуации Ситуация — это всегда совокупность ряда обстоятельств, складывающееся или сложившееся положение дел, отношений, определенная обстановка общения и деятельности. Ситуация на уроке — это совокупность психолого-педагогических обстоятельств, составляющих учебный процесс. Любая из ситуаций, возникающих на уроке, становится той самой «социальной ситуацией развития», о которой говорили. С. Выготский и суть которой заключается в переживании ребенком того, что и как с ним происходит в классе. На каждом уроке школьник оказывается в той или иной учебной ситуации. Б. Г. Ананьев замечал, что учитель ставит учеников в такие ситуации и условия, когда интеллект их активизируется, чувства приобретают стенический характер, воля мобилизуется. Но бывает и по-другому. «Есть примеры и отрицательных ситуаций, когда учитель своей воспитательно-неумелой инструментовкой организации общения на уроке подавляет умственную активность учеников, вызывает у них негативные переживания, деморализует волю, фактически прививает ученикам недоверие к людям, боязнь общения с ними, чувство собственной неполноценности»1. Какие же учебные ситуации являются позитивными для развития и проявления собственной интеллектуальной активности ребенка на уроке? 1. Ситуация «оптимистического старта» урока. Начиная урок, следует сразу задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению, снятию напряжения, страха, неуверенности в себе. Например, «Послушайте себя!», «Как вы полагаете?», «Как вы считаете?», «Как вы думаете?», «Мне интересны ваши соображения» и пр. При этом: говорить можно все; высказываться так, как ученикам хочется и как они могут; принимается любая точка зрения, главное, чтобы она была высказана и сделана попытка ее обоснования. 2. Проблемная ситуация. Где нет проблем, там нет и мышления. Элементы проблемного обучения, в том числе самостоятельной постановки проблем, способствуют формированию самостоятельности, активности, самоуважения, чувства собственного достоинства. 3. Ситуация выбора. Включение в учебный процесс таких ситуаций позволяет школьнику проявить инициативность и индивидуальность, 1 Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — М., 1963. — С. 50. 558 ______________________________ Часть III. Преподавание психологии в ш колр развивает способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на явление, свое понимание его сущности. В такой ситуации уместен вопрос: «Чем докажешь?» 4. Ситуация успеха. Такие ситуации учат школьников мыслить категориями успеха: подходить к любой задаче и проблеме не с позиции: «Ой, у меня не получится!», а с позиции: «Посмотрим, попробуем, хоть не сразу, но должно получиться!» Американский психолог У. Глассер справедливо отмечает, что «слишком много учащихся в школах страдает от неудач. Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном»1. Каждый ученик должен получить опыт успешной учебно-познавательной деятельности. Для этого следует подбирать такие задания, которые ученик мог бы выполнить с максимальным успехом, испытывая при этом определенное интеллектуальное напряжение. Дети не должны бояться сказать на уроке «что-нибудь не так». Важно поощрять школьников в выдвижении своих догадок, гипотез, попытках их доказать. Следует использовать любую реальную возможность для похвалы и поощрения: «Умница!», «Молодец!», «Здорово!» Пусть чаще будут слышны на уроках возгласы детей: «У нас получилось!», «Эврика!» 5. Ситуация интеллектуального напряжения. В любом деле успех не дается без постоянного, напряженного и систематического труда. Учебная деятельность, в основе которой лежит умственный труд, не является исключением. К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека, что мечтать легко и приятно, но думать трудно. Поэтому на уроке ситуация успеха должна включать в себя элементы интеллектуального напряжения, а ситуация интеллектуального напряжения — элементы успеха. Только тот успех приносит настоящую радость и гордость, который достался именно ценою напряженного труда. А сознание того, что достижение пришло «само собой», «по щучьему велению», «по мановению волшебной палочки», из-за снисходительности учителя и пр., — ничего не стоит. Оно не дает того, что нужнее всего школьнику, — чувства собственного интеллектуального роста, гордости делом своего разума, своих рук, лежащего в основе 1 Глассер У. Школа без неудачников. — М., 1991. — С. 17. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______559 формирующегося самоуважения, позитивного отношения к познанию и учению. Как побудить школьника к преодолению трудностей учебного материала? «Один из способов, — отмечает Дж. Брунер, — бросить ему вызов испытать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хороший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит»1. Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию интеллектуального творческого потенциала учащихся в различного вида правилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», составленных одной преподавательницей средней школы. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т. е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое в себе. Постоянно помни — обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай другим вкус к нестандартному мышлению. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею». Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение. В процессе обучения не может быть постоянной методики и раз навсегда установленной программы. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого. § 5. Урок и эмоциональные состояния школьников Особое внимание преподавателя психологии хотелось бы обратить на переживания ребенка в процессе обучения, на его эмоциональное отношение к материалу урока и к учителю. 1 Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977. — С. 377. Часть III. Преподавание психологии в школе Еще К. Д. Ушинский писал: «Если же мы примем во внимание, что чувствованиями нашими определяются наши желания, желаниями определяются наши поступки, то из этого само собою уже выйдет необыкновенно важное, практическое значение наших чувствований»1. Чувства оказывают различное, но всегда существенное влияние на любую деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, кажется, что можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии, отрицательных эмоциях человек вряд ли способен ставить и решать серьезные как учебные, так и жизненно важные задачи. В. Н. Мясищев в работе «Личность и невроз» (1960) подчеркивает, что функциональные возможности в любом направлении деятельности могут быть определены на уровне его активно-положительного отношения к задаче. Огромно значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенку на уроке скучно, непонятно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, неуверенности в себе и пр., проблем в его учебной деятельности и поведении будет много. Большое внимание на переживания ребенка обращал Л. С. Выготский: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный... Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»2. Л. С. Выготский подчеркивал, что всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на эмоциональный отклик ребенка. Другого не существует. Иными словами необходимо вызвать у школьника заинтересованность в учебном предмете. При этом интерес может быть как непосредственным интересом к данному учебному предмету или к процессу учения вообще, так и опосредованным, связанным с более или менее 1 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1953. Т. 1.- С. 393. 2 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — Гл. 6. — С.141-142. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______56П ясным (в зависимости от возраста) осознанием того, что дает изучение данного учебного предмета для будущего, для упрочения личностного престижа в настоящем и пр. Школьники любого возраста видят в каждом педагоге человека, который обладает знаниями и опытом, которых они еще сами не имеют. Они всегда к учителям как-то относятся. Они жаждут эмоционального контакта с теми, которых уважают, авторитет (научный и человеческий) которых признают. Образование, учебная деятельность, как и любая другая, включает в свой состав не только когнитивные и операционные аспекты деятельности, но и такую человеческую ценность, как живое общение («роскошь человеческого общения»). Именно живое непосредственное общение порождает эмоции, чувства, переживания, аффекты, что является непременным условием личностного и будущего профессионального роста. Однако сложный комплекс субъективных переживаний ребенка остается нередко без должного внимания со стороны учителей. Недоучет этих переживаний ведет к нарушению психического и личностного развития ребенка, к нарушению его здоровья. Дети не могут простить взрослым равнодушного к себе отношения. Например, один из школьников говорит о своем, очевидно значимом для него учителе: «Если он не хочет меня любить, я заставлю его хотя бы меня ненавидеть, лишь бы он обратил на меня внимание». К сожалению, чувство любви или человеческой теплоты учителя к детям весьма редко появляется или проявляется на уроке. Между тем, А. Маслоу в книге «Новые рубежи человеческой природы» (1994) вводит понятие — «любящее восприятие». Он пишет, что любящее восприятие между родителями и детьми, учителями и учащимися порождает формы знания, которые недоступны без любви. Такое восприятие порождает интерес, очарованность и, благодаря этому, большое терпение на протяжении долгих часов наблюдения. Всматривание в ребенка, вслушивание само по себе становится глубоко увлекающей их деятельностью. Для человека, который не любит, это едва ли возможно — это бы наскучило быстро. Когда человека любят, говорит А. Маслоу, это позволяет ему раскрыться, сбросить свои защиты, позволить себе быть обнаженным — психологически и духовно, не только физически. Это позволяет увидеть себя вместо того, чтобы прятаться. Опытный педагог прислушивается к настроению детей на уроке, умеет организовать урок таким образом, чтобы тема урока приобрела 19 Зак 74fi 562 ___________________________ Часть 111. Преподавание психологии в ш коле личностный смысл для каждого ребенка, а сам ребенок почувствовал себя равноправным участником познавательного процесса. Существует много приемов и способов, назовем некоторые из них. 1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других. 2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу. 3. Не «пилить» и «не ругать» при всем классе. 4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное. 5. Называть всех детей но имени и добиваться этого в общении детей друг с другом. 6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению — это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному. 7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражательно, и когда они видят, как учитель беседует с их одноклассником, то считают, что, следовательно, ему интересно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному». 8. Бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству. 9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез. 10. Уметь видеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения, отношения, деятельности. 11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее. 12. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх наказания. 13. Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение. 14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности. 15. Принимать право ребенка на ошибку, на настроение, на безнаказанное изложение причин невыполнения какого-либо задания и пр. 16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка — его уровня развития, привязанностей, представлений и т. п. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе _______563 17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья. 18. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях. § 6. Ученик как субъект учебной деятельности Что это значит? Это значит, что успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от собственной активности ребенка. Именно собственная активность ребенка в усвоении знаний включает деятельность всех познавательных процессов, самообеспечивая тем самым их развитие. С. Л. Рубинштейн специально подчеркивал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, формирования его личностных свойств и качеств. Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение, приобретение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребенок воспринимает их как насилие над собой, не хочет учиться, ему неинтересно, он не видит смысла в изучении того или иного предмета и пр. Известно, что основными мотивами учения, обусловливающими собственную интеллектуальную активность, являются учебно-познавательные и социальные мотивы учащихся, имеющие свое особое содержание на каждом этапе школьного детства. Позитивная мотивация учения предполагает полноценное развитие каждого из этих мотивов во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли познавательного мотива. Почему? В основе познавательного мотива лежит потребность в познании (познавательная потребность) — переживание состояния необходимости в новых знаниях и/или новом уровне понимания (установление источников, причинно-следственных связей, механизмов) окружающих явлений, событий и себя самого.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |