КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение государственно-правового и политического режимов
Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средство осуществления политической власти
Государственно- правовой режим – представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной (государственной) власти посредством государственного механизма.
10. Теория разделения властей: история и современность. .
Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти»
Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Он отмечал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная). Первая - создает и исправляет законы, вторая - объявляет войну и заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия, третья власть - судебная - карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Словом, под разделением властей один из основоположников понимал не установление жестких барьеров, а наличие у различных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них
Конституционный принцип разделения властей в РФ Конституция РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган.
Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Суды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти.
Хотя формально Президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.
Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти — «президентской», что противоречит Конституции РФ, где закреплён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.
Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент. Президент может принять решение об отставке правительства.
В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства»
По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте. Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание: - состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы - является постоянно действующим органом
Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент. Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из: - Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ - федеральных министров
судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества. 11. Государственный аппарат: понятие, признаки, структура. Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Признаки ГА: 1) ГА - это целостная иерархическая система госорганов и учреждении (единые принципы, задачи и цели). 2) Первичными структурными элементами ГА являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. 3) Для обеспечения государственно-властных велений ГА имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство. 4) При помощи ГА практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Структура ГА:
1. Органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти. 2. Органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; 3. Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Принципы организации и деятельности ГА: Приоритета прав и свобод человека и гражданина; Демократизм а, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности ГО; Разделения властей (на 3 ветви); Законности - обязательность соблюдения всеми органами государства, госслужащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов; Гласности - информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников; Федерализма - учета интересов регионов; Профессионализма - использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др. Механизм государства составляют три вида государственных организаций: 1. Органы государства. 2. Государственные учреждения. 3. Государственные предприятия. ГА является основной частью и звеном государственного механизма. 12. Орган государства: понятие, структура, виды. Орган государства –учрежденная нормами права, обособленная структурная часть государственного аппарата, выступающая от имени государства, обладающая определенными полномочиями и имеющая ответственность в пределах этих полномочий. Признаки органа государства: Структурная часть аппарата; выступает от имени гос-ва, может использовать гос-ую символику; создается на основании норм права; состоит из должностных лиц; обладает определенными полномочиями, несет ответственность; право издавать обязательные для всех веления. Виды ГО: По способу формирования состава: назначаемые – путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); избираемые – выборные (Президент РФ). По способу принятия решений: коллегиальные – решение большинством голосов, например правительство; единоличные –единолично руководителем, например президентом. По составу: односоставные и двухсоставные По характеру деятельности: ординарные и экстроординарные В зависимости от объёма выполняемых полномочий: высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; центральные, в частности министерства; местные – государственные органы субъектов РФ и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: органы общей компетенции – это президент, правительство; органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. По месту в системе разделения власти: законодательные;исполнительные;судебные;контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |