КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие НА во времени.
ФЗ и ФКЗ по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (в «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства РФ»), если в самом законе не содержится указаний на иной порядок вступления его в силу.
Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г. Данное положение содержится в ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФЗ, ФКЗ, актов палат Федерального Собрания». Подобные законы приняты и в субъектах Федерации: в них речь идет, естественно, о региональных законах.
Другие правила вступления в юридическую силу НА:
НА (или отдельные правовые нормы) прекращают свое действие по следующим основаниям: - истечение срока действия НА (нормы), на который он был рассчитан; - прямое указание на отмену действия НА (нормы), содержащееся во вновь изданном нормативном акте; - принятие нового НА (нормы) равной или большей юридической силы, который регулирует эту же сферу общественных отношений; - изменение обстоятельств, утрата актуальности НА (нормы), т. е его устаревание.
Следует отметить, что действие НА во времени связано еще с такими понятиями, как: Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу. Существует правило: закон обратной силы не имеет. Однако в нем имеются и исключения: - закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу; - в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу. Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.
Действие НА в пространстве. НА действуют на определенной территории. Обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества. Например, ФЗ действует на территории всей России, региональный закон — на территории соответствующего региона.
Вместе с тем ФЗ могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).
Действие закона по кругу лиц. Действие НА по кругу лиц зависит от двух факторов: гражданства; уровня субъекта правотворчества.
Например, ФЗ и другие НА федерального уровня по общему правилу распространяются на всех лиц, находящихся на территории России, включая иностранцев и лиц без гражданства. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут реализовать ряд политических и трудовых прав (например, они не могут принимать участие в выборах органов государственной власти, занимать определенные должности). Российские законы распространяются на российских граждан и за пределами России. Так, в соответствии с Конституцией РФ российским гражданам гарантируется защита и покровительство российского государства за его пределами.
Следует отметить, что дипломаты пользуются иммунитетом и на них многие законы не распространяются (например, они не могут быть арестованы).
27. Система права: понятие и структура.
Под системой права понимается его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Черты системы права: - единство; - различие; - взаимодействие; - способность к делению; - объективность; - согласованность; - материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих право, определяется: - единством выраженной в них государственной воли; - единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; - единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; - е динством конечных целей и задач.
Структурными элементами СП являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.
Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления. Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений (трудовое право, гражданское право, банковское дело и т.д.). При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права (в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право). В небольших и тесно консолидированных отраслях (в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.
Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
СП современного общества объединяет следующие основные отрасли: 1. Государственное (конституционное) право (основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия). 2. Административное право (регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства). 3. Финансовое право (совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности). 4. Земельное право (регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества). 5. Гражданское право (регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д.). 6. Трудовое право (регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека). 7. Семейное право (регулирует брачно-семейные отношения). 8. Гражданско-процессуальное право (регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров, определяет цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения). 9. Уголовное право (комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется). 10. Уголовно-процессуальное право (объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам, регулирует деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел). 11. Исправительно-трудовое право (регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием).
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность». Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов (в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи и другие)
Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне её.
Простой институт - небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами (институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности).
Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом.
Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию. 28. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Понятие правотворчества.
Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Субъекты правотворчества – общая характеристика:
Субъекты правотворчества: - Государственные органы (органы управления и власти); - Народ; - Должностные лица.
Виды правотворчества: 1) Непосредственное правотворчество народа. Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа. Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права. Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти. 2) Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти. Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах. 3) Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц. Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций. Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность: - министры; - депутаты; - руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов). 4) Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции. 5) Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях. 6) Договорное правотворчество - деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества: 1) Демократизм правотворчества. Реализуется в проведении процедуры разработки и утверждения правового документа представительным органом. Распространяется практика широкого привлечения граждан и трудовых коллективов к правотворческому процессу. Выраженным проявлением демократизма правотворчества является проведение референдума. 2) Народный характер правотворчества. Выражается в том, что: - в состав законодательных органов входят народные депутаты, представляющие население; - НПА, издаваемые субъектами правотворческой деятельности, выражают интересы общества. 3) Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Дает возможность оценить эффективность и качество принимаемых правовых актов и дает информацию о необходимости их совершенствования или отмены. Это корректирует и улучшает работу правотворческих органов. 4) Законность правотворчества. Принцип выражается в соблюдении правовых аспектов субъектами правотворчества во время подготовки, утверждения и издания НПА. Вся деятельность должна осуществляться на основании закона и, прежде всего Конституции, с обязательным строгим соответствием регламенту обсуждения и порядка публикации НПА.
Правотворчество является особой формой деятельности государственных органов, реализующих функции обновления законодательства (издание новых НПА); устранения (отмены) устаревших правовых документов; восполнения возникающих пробелов в правовых нормах. Осуществление этих функций позволяет решать задачи по совершенствованию законодательства.
Стадии законотворческого процесса: №1. Законодательная инициатива. Статья 104 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий список субъектов законодательной инициативы, к ним относятся: - Президент РФ; - Совет Федерации; - Члены Совета Федерации; - Депутаты Государственной Думы; - Законодательные органы субъектов РФ; - Конституционный суд (по вопросам ведения); - Верховный суд (по вопросам ведения); - Правительство РФ. №2. Обсуждение законопроекта. Проекты законов обсуждаются в Государственной Думе. №3. Принятие законопроекта. Законопроект принимается в Государственной Думе, одобряется Советом Федерации и Президентом. №4. Санкционирование. Подписание закона Президентом РФ. №5. Промульгация. Опубликование и обнародование закона.
29. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему НПА. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.
Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.
Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении НПА неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко. В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации. Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма. Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство. Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой НПА, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство РФ, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: 1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д. В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права. В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.
Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |