Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц




 

Действие НА во времени.

 

ФЗ и ФКЗ по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (в «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства РФ»), если в самом законе не содержится указаний на иной порядок вступления его в силу.

 

Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г.

Данное положение содержится в ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФЗ, ФКЗ, актов палат Федерального Собрания». Подобные законы приняты и в субъектах Федерации: в них речь идет, естественно, о региональных законах.

 

Другие правила вступления в юридическую силу НА:

 

НА (или отдельные правовые нормы) прекращают свое действие по следующим основаниям:

- истечение срока действия НА (нормы), на который он был рассчитан;

- прямое указание на отмену действия НА (нормы), содержащееся во вновь изданном нормативном акте;

- принятие нового НА (нормы) равной или большей юридической силы, который регулирует эту же сферу общественных отношений;

- изменение обстоятельств, утрата актуальности НА (нормы), т. е его устаревание.

 

Следует отметить, что действие НА во времени связано еще с такими понятиями, как: Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

Существует правило: закон обратной силы не имеет. Однако в нем имеются и исключения:

- закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу;

- в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

 

Действие НА в пространстве.

НА действуют на определенной территории. Обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества. Например, ФЗ действует на территории всей России, региональный закон — на территории соответствующего региона.

 

Вместе с тем ФЗ могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

 

Действие закона по кругу лиц.

Действие НА по кругу лиц зависит от двух факторов:

гражданства;

уровня субъекта правотворчества.

 

Например, ФЗ и другие НА федерального уровня по общему правилу распространяются на всех лиц, находящихся на территории России, включая иностранцев и лиц без гражданства. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут реализовать ряд политических и трудовых прав (например, они не могут принимать участие в выборах органов государственной власти, занимать определенные должности).

Российские законы распространяются на российских граждан и за пределами России. Так, в соответствии с Конституцией РФ российским гражданам гарантируется защита и покровительство российского государства за его пределами.

 

Следует отметить, что дипломаты пользуются иммунитетом и на них многие законы не распространяются (например, они не могут быть арестованы).

 

27. Система права: понятие и структура.

 

Под системой права понимается его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

 

Черты системы права:

- единство;

- различие;

- взаимодействие;

- способность к делению;

- объективность;

- согласованность;

- материальная обусловленность.

 

Единство юридических норм, образующих право, определяется:

- единством выраженной в них государственной воли;

- единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

- единством механизма правового регулирования, его исходных принципов;

- е динством конечных целей и задач.

 

Структурными элементами СП являются:

а) норма права;

б) отрасль права;

в) подотрасль права;

г) институт права;

д) субинститут.

 

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений (трудовое право, гражданское право, банковское дело и т.д.). При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права (в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право). В небольших и тесно консолидированных отраслях (в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

 

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

 

СП современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право (основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия).

2. Административное право (регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства).

3. Финансовое право (совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности).

4. Земельное право (регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества).

5. Гражданское право (регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д.).

6. Трудовое право (регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека).

7. Семейное право (регулирует брачно-семейные отношения).

8. Гражданско-процессуальное право (регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров, определяет цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения).

9. Уголовное право (комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется).

10. Уголовно-процессуальное право (объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам, регулирует деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел).

11. Исправительно-трудовое право (регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием).

 

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов (в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи и другие)

 

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне её.

 

Простой институт - небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами (институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности).

 

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

 

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

28. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Понятие правотворчества.

 

Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

 

Субъекты правотворчества – общая характеристика:

 

Субъекты правотворчества:

- Государственные органы (органы управления и власти);

- Народ;

- Должностные лица.

 

Виды правотворчества:

1) Непосредственное правотворчество народа. Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа. Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права. Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти.

2) Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти. Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах.

3) Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц. Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций.

Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность:

- министры;

- депутаты;

- руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов).

4) Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции.

5) Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях.

6) Договорное правотворчество - деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.

 

Принципы правотворчества:

1) Демократизм правотворчества.

Реализуется в проведении процедуры разработки и утверждения правового документа представительным органом. Распространяется практика широкого привлечения граждан и трудовых коллективов к правотворческому процессу. Выраженным проявлением демократизма правотворчества является проведение референдума.

2) Народный характер правотворчества.

Выражается в том, что:

- в состав законодательных органов входят народные депутаты, представляющие население;

- НПА, издаваемые субъектами правотворческой деятельности, выражают интересы общества.

3) Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.

Дает возможность оценить эффективность и качество принимаемых правовых актов и дает информацию о необходимости их совершенствования или отмены. Это корректирует и улучшает работу правотворческих органов.

4) Законность правотворчества.

Принцип выражается в соблюдении правовых аспектов субъектами правотворчества во время подготовки, утверждения и издания НПА. Вся деятельность должна осуществляться на основании закона и, прежде всего Конституции, с обязательным строгим соответствием регламенту обсуждения и порядка публикации НПА.

 

Правотворчество является особой формой деятельности государственных органов, реализующих функции обновления законодательства (издание новых НПА); устранения (отмены) устаревших правовых документов; восполнения возникающих пробелов в правовых нормах. Осуществление этих функций позволяет решать задачи по совершенствованию законодательства.

 

Стадии законотворческого процесса:

№1. Законодательная инициатива.

Статья 104 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий список субъектов законодательной инициативы, к ним относятся:

- Президент РФ;

- Совет Федерации;

- Члены Совета Федерации;

- Депутаты Государственной Думы;

- Законодательные органы субъектов РФ;

- Конституционный суд (по вопросам ведения);

- Верховный суд (по вопросам ведения);

- Правительство РФ.

№2. Обсуждение законопроекта.

Проекты законов обсуждаются в Государственной Думе.

№3. Принятие законопроекта.

Законопроект принимается в Государственной Думе, одобряется Советом Федерации и Президентом.

№4. Санкционирование.

Подписание закона Президентом РФ.

№5. Промульгация.

Опубликование и обнародование закона.

 

29. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.

 

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательствавнешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему НПА. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

 

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

 

Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.

 

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

 

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении НПА неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

 

Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой НПА, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство РФ, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти;

2) акты высших органов государственного управления.

Вертикальная структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

 

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.