Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системоопределяющие элементы внутренней среды




 

К системоопределяющим относятся такие элементы как миссия, цели организации, стратегия.

Миссия организации – это образ компании, ее предназначение, кредо, выраженное вербально основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должны быть отражены общественно значимые намерения организации, заключена философия управления, а формулировка миссии должна представлять собой установку для всего персонала компании. Именно миссия дает представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации. Основные положения миссии, обосновывающей необходимость существования организации для общества, должны соответствовать концепции общественного развития.

 

В формулировке миссии необходимо отразить запросы потребителей, сотрудников, собственников и общества; главную цель; продукт, который является результатом деятельности организации; какие ценности проповедует организация, а также принципы деятельности. Миссия – это то, ради чего существует организация. Формулировка миссии может быть получена при ответе на вопросы: «Кто мы? Что производим? Куда движимся?»

Миссия должна включать в себя общественно значимые приоритеты, соответствовать высшим идеалам общества, иметь гуманный характер. Миссия влияет на имидж, привлекает покупателей, влияет на деловую среду, придает организации определенность и индивидуальность. Она предъявляет определенные требования к сотрудникам.

Если проанализировать миссии известных компаний, то можно сделать вывод о том, что организация, которая учитывает общественно значимые интересы государства, получает большие преимущества.

Цели организации – это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Миссия не должна оставаться только лозунгом, деклараций. Она должна реализовываться через конкретные цели. Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели организации. Не менее важным моментом целеполагания считается определение главной картины развития организации на ближайшие 10 – 20 лет или так называемого видения того, чем организация должна стать для общества в обозримый период.

Формулировку видения осуществляет высшее руководство или учредители организации, ставя перед собой такие вопросы:

· Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

· В чем состоит наша деятельность сейчас и какой она будет в будущем?

· Кто является потребителем нашей продукции и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

· Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Ответы на эти вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.

Цель представляет собой тот же желаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации.

Выбор цели очень ответственный момент в процессе выработки и принятии управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организации, разрабатываются планы и прогнозы деятельности организации, оцениваются результаты ее деятельности. Цель – это тот стержень, вокруг которого формируется организация как единое целое, как единая система. Среди множества целей, которые ставит перед собой организация следует выбрать стержневую, наиболее ценную и важную, без которой организация не сможет реализовать свою миссию.

Выработка главных целей и определение ценностей организации имеет большое значение, так как они должна учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом. При разработке целей следует также учитывать то, что цели отдельных элементов системы, системы и надсистемы и системы и ее внешнего окружения могут быть противоречивыми.

Современные организации представляют собой многоцелевые системы, которые одновременно реализуют несколько ключевых целей, важных для их существования. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации. В ее состав входят цели разного уровня, рассчитанные на разные периоды времени, отличающиеся по содержанию, сфере влияния, значению и т.п.

Количество и разнообразие целей и задач организации настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей не может обойтись ни одна организация, независимо от размеров, специализации и форм собственности. На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей. Дерево целей позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации (рис. 3.2).

При построении дерева целей используются следующие принципы:

· главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

· при развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

Глобальная цель

организации

 

Цели уровня I

 

Цели уровня II

 

Цели уровня III

 

Рис.3.2. Модель дерева целей организации

 

· количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, иерархии ее менеджмента;

· при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

· подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

· фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.

При формулировке и разработке целей необходимо предусмотреть возможности определения степени достижения целей, то есть система целей должна быть предусмотрена определенная система измерения и оценки целей. Кроме того, использование механизма обратной связи, необходимость в процессе управления устанавливать отклонения от заданной цели, требуют введения системы критериев. Эта система может быть представлена вместе с деревом целей и также иметь иерархический характер.

Основные требования, предъявляемые при разработке целей, могут быть определены следующим образом: четкость временных рамок, достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.

Одним из основных критериев классификации целей организации является период времени, на который устанавливаются цели. В соответствии с этим критерием выделяют стратегические, тактические и оперативные цели.

Стратегические цели устанавливаются на длительный период, они определяют главные целевые установки организации на длительный период. Их фундаментом являются положения миссии и видения организации, кроме того, они не должны входить в противоречие с целями более высокого уровня (отрасли, региона, страны), что является важным условием их последующей реализации.

Стратегические цели закладываются в разработку стратегии, которая является одним из рычагов осуществления миссии и достижения целей. Известно, что термин «стратегия» заимствован из военного дела, где стратегия определяется как искусство главнокомандующего, искусство планирования и ведения крупных военных действий и войны. В исследовании социальных организационных систем термин «стратегия» употребляется для описания явления, длительное влияние на характер организации. Стратегию как долговременный замысел можно осуществить только в том случае, если он не противоречит реальности. Неправильный выбор и применение стратегии ведет к конфликтам, частым изменениям внутри организации, что, несомненно, сказывается негативно на ее деятельности.

Тактические и оперативные цели организации характеризуются более коротким временем и горизонтом планирования, а также большей конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение, тогда как в составе стратегических целей преобладают качественные установки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.