Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D. Все ответы верны.??? 8 страница




 

n гиподинамия приводит к дистрофии и атрофии мышц, замене мышечной ткани на жировую, потере белка в организме, к снижению мощности и устойчивости работы механизмов поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и т.д.

 

Главную роль в противодействии гиподинамии играет здоровый образ жизни, включающий в себя как основной элемент, физическую (двигательную) активность, а средства – физические упражнения.

 

 

За время обучения в Университете на занятиях по физическому воспитанию студенты вооружаются знаниями, умениями и навыками своего систематического и целенаправленного физкультурного образования и совершенствования.

 

Наряду с организованными формами физической культуры и спорта (учебные и факультативные занятия, занятия в спортивных секциях по видам спорта) решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Это продиктовано тем, что учебные занятия направлены на приобретение знаний, умений и навыков выполнения физических упражнений. Использование этих знаний и умений в повседневной жизни – прерогатива самого человека и не только в студенческие годы, но и всю жизнь.

 

С содержанием организованных форм студенты знакомятся в процессе учебных занятий по физическому воспитанию, спортивных и физкультурных массовых мероприятиях и т.д.

 

 

В самостоятельных занятиях студентов можно выделить несколько направлений: гигиеническое, оздоровительное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное.

 

При выбора направления самостоятельных занятий следует ориентироваться на свое физическое состояние. Для этого существует много подходов и способов. Здесь мы порекомендуем, на наш взгляд, наиболее подходящий для оценки контрольного показателя (физического состояния) человека 12-минутную пробу или тест Купера – табл. 1.

 

Заключается тест в преодолении возможного расстояния в горизонтальной плоскости (например, на стадионе) за 12 минут. Способы передвижения – ходьба и бег

 

При самооценке состояния с использованием теста Купера главное – не результат, а факт преодоления дистанции строго сообразно состоянию и самочувствию испытуемого. Только при выполнении этого условия можно получить объективно и субъективно верную информацию о его состоянии.

 

Таблица 1.

 

12-минутный тест для мужчин и женщин, км

 

Оценка подготовленности

Возраст (муж.)

Возраст (жен.)

 

до 30 лет

30-39

до 30 лет

30—39

 

Очень плохо

Меньше 1,6

Меньше 1.5

Меньше 1.5

Меньше 1.3

 

Плохо

1,6-1,9

1,5-1,84

1.5—1,84

1,3-1,6

 

Удовлетворительно

2,0-2,4

1,85-2,24

1.85—2.15

1,7—1,9

 

Хорошо

2,5-2,7

2,25-2,64

2.16-2,64

2,0-2,4

 

Отлично

2,8 и больше

2,65 и больше

2,65 и больше

2,5 и больше

 

Исходя из оценки физической подготовленности, выбирается то или иное направление самостоятельных занятий.

 

При оценках «очень плохо» и «плохо» следует заниматься гигиенической гимнастикой и упражнениями оздоровительного характера. Что означают эти оценки? Очень сильно ослаблена работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

 

Для их укрепления рекомендуется использовать утреннюю гигиеническую гимнастику ежедневно и упражнения циклического характера, выполняемые в зоне слабой и умеренной интенсивности. К ним относятся: ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, велосипед.

 

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно и включает в себя упражнения для всех групп мышц, которые на первом этапе, следует выполнять в спокойном темпе. Нагрузку повышать постепенно, увеличивая количество повторений одного упражнения на 2-3 раза. Заканчивать гимнастику предпочтительно с появлением слабого потоотделения. Упражнения, направленные на развитие гибкости и дыхания, завершают гимнастику и приводят организм в спокойное состояние.

 

Самомассаж основных мышечных групп и водные процедуры дополняют утреннюю гимнастику. Комплексы упражнений утренней гимнастики следует изменять через 2-3 недели, т.к. организм привыкает и упражнения не вызывают должного эффекта.

 

Занятия оздоровительного направления следует проводить по 2-3 раза в неделю, в свободное время, по 60-90 минут.

 

Наиболее доступными для самостоятельных занятий являются ходьба и бег.

 

Ходьба – естественный вид движений, в котором участвует большое количество мышц, суставов, связок. Интенсивность и объем нагрузки при ходьбе легко регулируются: объем – количеством времени и дистанцией, интенсивность – длиной шага и темпом.

 

Таблица 2

 

Примерная величина дистанции и времени,

 

затрачиваемого на ходьбу в первые тридцать тренировок

 

(В.С. Матяжов)

Дни тренировок

Дистанция, км

Среднее время на 1 км пути, мин

Длительность; тренировки, мин

 

1-4

 

5-7

 

8-9

 

10-12

 

13-15

5-4

60-48

 

16-18

 

19-21

 

22-24

 

24-25

 

26-27

 

28-30

 

 

При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. Пульс подсчитывать в процессе ходьбы, на коротких остановках и после окончания занятия.

Таблица 3

 

Определение оптимальной интенсивности ходьбы по ЧСС

 

(В.С. Матяжов), удар/мин

Время ходьбы, мин

 

 

ЧСС для мужчин (для женщин на 6 уд/мин более)

 

до 30 лет

 

 

30-39 лет

 

 

40-49 лет

 

 

50-59 лет

 

 

60-69 лет

 

145-155

135-145

125-135

110-120

100-110

 

140-150

130-140

120-130

105-115

95-105

 

135-145

125-135

115-125

100-110

90-100

 

130-140

120-130

110-120

95-105

 

85-95

 

 

Одно занятие в неделю, в выходной день лучше всего проводить за городом в лесопарковой зоне, и на него отводить большую часть недельной нагрузки. По мере улучшения самочувствия следует проводить занятия по ходьбе на пересеченной местности. При подъеме темп ходьбы и длину шага снижать, а на спусках увеличивать. 2-3 месяца занятий значительно укрепят сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма, что позволит переходить сначала к чередованию ходьбы и бега, а дальше к непрерывному бегу.

 

Чередование ходьбы и бега используется в двух вариантах. Первый – бег, как средство увеличения нагрузки, а ходьба – восстановление после бега.

 

Второй – бег, как средство восстановления после напряженной ходьбы.

 

Бег – наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности. Существует немало средств укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но ведущее место среди них уверенно занимает оздоровительный бег.

 

Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, не напряженным, при пульсе 120-130 уд/мин. Для начинающих заниматься – это основное и единственное средство тренировки. Необходимо подобрать для себя оптимальный темп бега. На это обычно уходить 2-3 месяца занятий. Индивидуальный темп бега вырабатывается при одном условии – бегай один!

 

Через 6 месяцев занятий с использованием ходьбы и бега, как основных средств, снова определите свой уровень подготовленности (ТЕСТ Купера). На 100% уверен, что Вы получите оценку «удовлетворительно» и на 50% - «хорошо». Что это значит? А это значит, что Ваши сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы укрепились настолько, что использование других средств и методов в самостоятельных занятиях не повредят Вашему здоровью. Вы построили фундамент, который выдержит создаваемое здание |Вашего здоровья. Ведь необходимо укрепить опорно-двигательный аппарат, посредством упражнений направленных на развитие быстроты и ловкости движений, силы мышц.

 

Повысить общую выносливость, обеспечивающую необходимый уровень двигательной активности. А какой он? В чем его выразить? В калориях. Подсчитано, что уровень двигательной активности населения городов в наше время оценивается в 1200-2000 ккал в сутки. А для функционирования всех органов и систем человека требуется двигательная активность в 3000-3500 ккал.

 

Организация самостоятельных занятий на дальнейший период значительно усложняется, т.к. необходимо использовать и другие средства и методы.

 

Для улучшения работы всех систем следует разнообразить занятия и использовать ходьбу на лыжах, плавание, велосипед, атлетическую гимнастику, спортивные игры, походы выходного дня.

 

Самостоятельные занятия на лыжах в дали от населенных пунктов, во избежание несчастных случаев не допускаются. Лучше всего их проводить в парках 1-135 часа при умеренной интенсивности, 2-3 раза в неделю.

 

По сравнению с ходьбой и бегом, где основная нагрузка приходится на мышцы ног, в передвижении на лыжах участвуют все группы мышц. Поэтому воздействие на организм значительно выше. И этот фактор надо учитывать при планировании объема и интенсивности нагрузки. На лыжах можно проходить значительно большие расстояния, чем при беге, при одной и той же нагрузке на организм, т.к. смена способов передвижения на лыжах меняет и группы мышц осуществляющие передвижение. В попеременных ходах участвуют, в основном, мышцы ног, а в одновременных – мышцы туловища и рук.

 

При смене хода, работавшие мышцы отдыхают. Это дает возможность увеличить время непрерывной нагрузки без чрезмерной усталости.

 

20-ти минутный бег, даже при слабой интенсивности бега, очень тяжелое упражнение, а передвигаться на лыжах при той же интенсивности, 30-40 минут не представляет большого труда. Правда, надо уметь ходить на лыжах всеми известными способами.

 

Велосипедные прогулки, благодаря постепенно меняющимся условиям местности, являются познавательным и эмоциональным видом физических упражнений и благоприятно воздействуют на нервную систему. Так же как и при ходьбе, ритмичные движения ног создают приток крови к сердцу. Анатомическое строение вен ног позволяет проталкивать кровь вверх при ритмичных движениях.

 

Езда на велосипеде легко дозируется по темпу и длине дистанции.

 

Из всех циклических видов упражнений, плавание наиболее благоприятно для здоровья. Во-первых, по закону Архимеда, находясь в воде, почти не нужно противодействовать силе земного притяжения. Вода значительно ее уменьшает и, как следствие, мышцы всего тела расслаблены. Водная среда дает возможность выполнять движения очень медленно, с очень малой нагрузкой на сердце, а это очень важно для людей с большими нарушениями в здоровье. Во-вторых, нахождение в воде заставляет следить за ритмом и глубиной дыхания, т.к. повышается давление на грудную клетку. Это, в свою очередь, стимулирует работу дыхательной системы (как внешнего, так и внутреннего дыхания). В-третьих, водная среда - важнейший фактор закаливания организма.

 

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать как время пребывания в воде, так и количество упражнений. Так в первые занятия 10-15 минут вполне достаточно, на 5-6 раз можно довести плавание до 20-25 мин., а к 10-му - до 35-40 мин. В первый период занятий наиболее предпочтительно использовать стиль "брасс". Этот способ плавания самый ритмичный и не требует больших энергозатрат, по сравнению с "кролем" или "дельфином". Активные движения рук и ног в брассе выполняются раздельно, а довольно длительная пауза наплыва позволяет акцентировать дыхание на выдохе, хорошо вентилируя легкие.

 

Из-за нахождения в воде давление в легких повышено, поэтому обогащение крови кислородом протекает быстрее, чем на суше, а пауза между гребками позволяет, сделав длительный выдох, вывести продукты окисления.

 

По мере овладения техникой плавания и развития выносливости можно использовать и другие способы. Плавать на этом этапе занятий следует равномерно, со слабой и умеренной интенсивностью, постепенно увеличивая время безостановочного заплыва. На каждом занятии прибавляйте 30-40 сек и через 10-12 занятий сможете проплыть 200-300 метров.

 

Методика самостоятельных занятий.

 

Методика начального этапа самостоятельных занятий направлена на развитие общей выносливости, а она зависит от состояния ключевых систем организма - сердечно-сосудистой и дыхательной.

 

На этом этапе главная задача - не навреди, не нарушай основных принципов физического воспитания: доступности, систематичности, постепенности.

 

Принцип доступности в нашем случае - это умение. Ходить и бегать умеют все. Поэтому они и будут базовыми средствами из перечисленных циклических упражнений. Используйте те, которыми вы владеете. Умеете плавать - плавайте, умеете грести - садитесь в лодку, катаетесь на велосипеде - используйте его. Только создав базу общей выносливости, овладевайте новыми видами упражнений.

 

Принцип систематичности заключается в том, что регулярные занятия дают больший эффект, чем эпизодические, что перерывы в занятиях отбрасывают вас назад на исходные позиции и все, чего вы достигли, пропадает. Поэтому оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс занятий непрерывен. Чередование дней занятий и дней отдыха, на начальном этапе занятий, должно быть регулярным: 2-3 занятия в неделю, но каждую неделю.

 

Принцип постепенности - главный на этом этапе занятий. Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузки. Все внимание следует обратить на объем нагрузки и стараться не переутомляться. Для планирования объема и его выполнения лучше использовать время, а не метраж. В последнем случае появляется желание быстрее закончить дистанцию и планируемая интенсивность будет увеличена, что может привести к перегрузке.

 

Рассмотрим начальный этап самостоятельных занятий. Его задача - повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем до уровня, который позволит применять в занятиях другие средства и методы. Средства, которые используются на этом этапе - упражнения циклического характера, метод равномерный, интенсивность слабая и умеренная. Направленность занятий - мягкое повышение объема нагрузки при незначительном изменении интенсивности. Заканчивается начальный этап при оценке "удовлетворительно" по тесту Купера.

 

Задачей второго этапа занятий будет повышение уровня физической подготовленности до оценки "хорошо". Для этого продолжать использование упражнений циклического характера, включая переменный и повторный методы развития физических качеств, изменяя интенсивность выполнения упражнений от слабой до большой.

 

Достигнув оценки "хорошо", можно переходить к этапу физического совершенствования. Эта оценка показывает, что ваш организм справиться, без ущерба для здоровья, и с другими боле сложными и трудными упражнениями, с более высокой нагрузкой, необходимой для дальнейшего повышения функциональных возможностей.

 

На этом этапе следует избирательно развивать силу мышц, ловкость и быстроту движений, общую и специальную выносливость, гибкость, равновесие. Для этого в занятиях рекомендуется использовать атлетическую гимнастику, спортивные игры, спортивное ориентирование, походы выходного дня, ритмическую гимнастику, некоторые упражнения акробатики, занятия на тренажерах. Нагрузка на этом этапе регулируется методами развития физических качеств, количеством времени одного занятия и общим количеством занятий.

 

Для развития силы, ловкости, быстроты, гибкости и равновесия применяют повторный метод. Он характеризуется большой интенсивностью выполнения упражнений, высоким темпом. Большой концентрацией усилий и внимания. Общая и специальная выносливости развиваются применением равномерного, переменного, интервального, повторно-переменного методами. Интенсивность выполнения упражнений колеблется от умеренной до высокой. Продолжительность отдельного занятия 1,5-2 часа. Количество занятий в неделю зависит от цели самостоятельных занятий. Чтобы поддерживать физическое состояние на достигнутом уровне достаточно заниматься 2 раза в неделю, чтобы его повышать - 3-4 раза, а для достижения заметных спортивных результатов - 4-5 раз.

 

В заключение хотелось бы напомнить, что для улучшения и сохранения крепкого здоровья прежде всего необходимы высокая культура поведения и здоровый образ жизни, в основе которого высокая степень двигательной активности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Формирование мотивов занятий физическими упражнениями.

 

2. Форма самостоятельных занятий.

 

3. Содержание самостоятельных занятий.

 

4. Средства самостоятельных занятий.

 

5. Методы самостоятельных занятий.

 

6. Этапы самостоятельных занятий.

 

7. Изменение нагрузки.

 

8. Объем нагрузки и его изменение.

 

9. Интенсивность нагрузки.

 

10.Самоконтроль за физической подготовленностью.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Физическая культура студента. Проф.Ильинич В.И. М.: 1999 г.

 

2. Организация и содержание самостоятельных занятий физической культурой. Методические указания. Доц.Гришин Н.Ф., доц.Ширяев А.Г., ст.препод.Бакулев С.Е., Л.: 1986 г.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ

 

 

Из схемы развития СД боксера – стороны подготовки:

 

- технико-тактическая подготовка (ТТП);

 

- сенсорная (СП);

 

- интеллектуальная (ИП);

 

- двигательная (ДП);

 

- интегральная (бокс)

 

 

ТТП = ТхП + ТкП. ТхП – ОВЛАДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ (техникой) ведения СД

 

ТкП – ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ (тактикой) ведения СД

 

ТТП боксеров всех уровней мастерства осуществляется под руководством тренера по боксу с «подключением» специалистов различных наук и научных дисциплин (педагогов, психологов, биомехаников, врачей и пр.).

 

Самостоятельно – ТОЛЬКО ИЗВЕСТНОЕ и хорошо выученное, т.е. – отчасти.

 

 

Сенсорная подготовка (СП) включает целенаправленное развитие у спортсмена сенсорных систем, ответственных за восприятие информации СД: зрительной, двигательной и вестибулярной.

 

ЗСС – поле, острота зрения, пропускная способность зрит канала.

 

ДСС – критерий – координация (построение) движений; данный анализатор

 

информирует ЦНС о степени напряжения мышц, сухожилий, связок;

 

о положении суставов и сегментов тела в пространстве «мышечная

 

чувствительность».

 

ВСС – нормализация (нейтрализация) механических влияний (силы тяжести,

 

ускорений и т.д.), возникающих при перемещениях тела или головы).

 

Средства – в основном специальные, т.е. – СД!! – рядом с тренером.

 

Интеллектуальная подготовка (ИП) – качество и скорость переработки

 

информации СД. Это – внимание, память мышление.

 

Внимание – форма организации психических процессов – четкая направленность

 

и сосредоточенность сознания но конкретном объекте (объектах)

 

Память – долговременная, кратковременная, оперативная; двигательная, образная

 

и пр.

 

Мышление. Задача любого обучения – это не столько научить определенным знаниям, сколько, в первую очередь, - научить мыслить (К.К. Платонов, Г.Г. Голубков).

 

Данные составляющие имеют общие и специальные проявления. Отсюда и средства с методами – общие и СД!! Общие – из любой сферы деятельности.

 

Двигательная подготовка (ДП или ФП) – целенаправленное развитие (воспитание) двигательных (или – физических) качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.

 

Средства – общие и специальные при большей доле общих (бег, отягощения, спортивные игры и пр.) для разгрузки НС – самостоятельная ДП боксера ВОЗМОЖНА!!

 

Однако – рекомендации: 1) – от ведущих качеств боксера (ловкости и выносливости); 2) – соблюдением принципов динамического и пространственного соответствия; 3) – учетом инд. особенностей.

 

 

Интегральная подготовка – совершенствование боем – только с тренером рядом.

Данная тема посвящена анализу основных социокультурных характеристик спорта как феномена современного общества. И прежде всего речь пойдет о важнейших социокультурных функциях спорта с тем, чтобы в дальнейшем перейти к рассмотрению соотношения спорта и системы здравоохранения, спорта и системы образования. Наконец, отдельным предметом анализа в заключительном параграфе станут Олимпийские игры, которые без преувеличения и прежде были, и теперь являются своеобразным субстанционным выражением социокультурной сущности спорта, несут в себе все его содержательные характеристики и функции.

 

Социокультурные функции спорта.

 

Социальные функции спорта обстоятельно исследованы в многочисленных трудах социологов и философов. В них убедительно показано, что спортивные отношения как и общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов. Культура же является оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Поэтому социолог рассматривает разнообразные организации, учреждения, как воплощение общественных отношений, а культуролог — как придаваемую этому содержанию культурные формы. (Например, в распространенном сейчас противопоставлении "дикого базара и культурного рынка"). Поэтому становится понятным получившее в последние годы широкое распространение понятие «социокультурное», «обозначающее» связь и различие этих двух сторон человеческого бытия. Во всяком случае, не случайно именно в наше время в научно-теоретическом обиходе появился такой концептуальный бином как понятие "социокультурный", свидетельствующий о преодолении былой односторонности взгляда на жизнь человека, как чисто социальную или чисто культурную реальность, и об обретенном понимании свойственной его бытию и развитию диалектики, их различия и единства. Спорту, как явлению общественной жизни, свойственны как специфические культурные, так и общекультурные функции. Они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение друг с другом носит условный, подвижный характер.

 

К первым следует отнести такие функции, как развитие физических способностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на этой основе физического состояния, т.е. состояния здоровья, физического развития, улучшение телосложения. Особенное значение имеет состояние здоровья. Например, К.Маркс связывал здоровье трудящихся - основной производительной силы общества - с совокупностью физических и духовных способностей человека, со свойствами как организма, так и личности человека[1]. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Спорт способствует профилактике и снижению значительного количества заболеваний.

 

Общекультурные функции спорта возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями.

 

Эти связи не всегда самоочевидны. Действительно, если ограничиться, к примеру, рассмотрением правил спортивных соревнований, особенностей техники и тактики, применяемых в тех или иных видах спорта, закономерностей тренировочного процесса, то довольно трудно обнаружить зависимость спорта от социальной среды, социальной структуры общества. Это и создает иллюзию полной автономности спорта, дает повод для того, чтобы считать его изолированной системой. Однако эта иллюзия исчезает, стоит только обратится к таким особенностям спорта, как позитивное воздействие на человека и человечество.

 

Спорт, являясь одним из важнейших средств укрепления здоровья человека, его физического развития и совершенствования, оказывает существенное позитивное воздействие и на его духовный мир, его мироощущение, эмоции, моральные принципы, эстетические вкусы, способствуя формированию гармонически развитой личности.

 

Спортивная деятельность имеет глубоко эвристический, творческий поисковый характер, воспитывает импровизационную точность мгновенно принимаемых единственно верных решений» Спорт предоставляет каждому человеку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения, Он вызывает у людей радость общения, сопереживания и сопричастности.

 

Современный спорт имеет также важное значение в развитии контактов между людьми не только в рамках одной страны, но и международном масштабе, играя существенную роль в углублении взаимопонимания между народами, в их сближении, способствует созданию климата доверия и мира. Поэтому спорт тесно связан с психической, нравственной, эстетической, коммуникативной и другими сферами культуры, включается в них определенными своими функциями и в этом отношении является их составным компонентом.

 

Сказанное относится к специфическим культурным и общекультурным функциям спорта, их органично дополняют социокультурные функции. Последние, несмотря на многообразие точек зрения в научной литературе по данному вопросу, можно представить в виде определенной градации. В ней взаимоположение функции выражает их действительный статус и значение в современном обществе. Итак, речь идет о следующих социокультурных функциях спорта

 

Во-первых, следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная социокультурная сущность спорта. В ней воплощены несколько важнейших аспектов спорта, связанных и с творческой активностью спортсменов, и с формированием у них необходимых волевых качеств у и с обменом спортивными результатами своего опыта и достижений, а также с другими обстоятельствами. В самом деле, социальный феномен соревнований выступает ядром спорта, характеризует спорт как форму интенсивной социальной активности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований демонстрируется и сопоставляются самые разнообразные спортивные достижения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систематических тренировок и самосовершенствования. Кроме того в соревнованиях демонстрируются самые современные технические средства спорта и осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд. Иначе говоря, очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортивной группы к соревнованию.

 

Рассматривая соревновательную функцию спорта в современном обществе, следует выделять такой ее аспект, как рекреативно-развлекательный и компенсаторный. Речь идет о том, что спортивные и иные физические упражнения разной степени интенсивности предусматривают снижение и ликвидацию недостатка двигательной активности у многих людей, ограждение их от неблагоприятных влияний внешней среды на человеческую психику, получение удовольствия от самих спортивно-физкультурных занятий, получение ощущения "мышечной радости" и здоровья. Наконец, речь идет также о признании результатов спортивно-физкультурной деятельности современным обществом, утолении так называемого "эмоционального голода" от ролей спортсменов или болельщиков.

 

Другой аспект соревновательной функции заключается в осуществлении волевой подготовки спортсменов и спортивных команд. Действительно, процесс занятий спортом развивает у занимающихся такие социально-значимые качества, как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, выдержку, инициативность, самостоятельность и самообладание, так необходимые для получения высоких достижений в состязаниях, а также в повседневной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.