Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соц.фил.в работах Гоббса, Локка, Руссо




Рационализм в новоевроп. Фил. 17-18 века.(Р.Декарт).

Рац-м – ср-во познания, кот.считает, что только разум позволяет познать мир, постичь истину.

«РАССУЖД. О МЕТОДЕ». Наличие 2х субстанций: матер.(телесной) и дух., их главными атрибутами явл. соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. Для док-ва реального сущ-я. мира необходимо док-во сущ-я. бога.

В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Сомнение явл. эффективным приемом в науч. исслед-ях. Искать надо не в области эксперимента, а в уме человека, в его разуме.

Метод Д. вкл.: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максим. простых эл-тов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Декарт сравнивает фил-ю с корневой системой дерева науки, стволом кот. является физика, а ветвями — прикладные науки.

Основные черты фил. Д.
1. Исходный пункт фил. - реальность мыслящего субъекта.
2. Принцип методич. сомнения; интеллектуал. интуиция и следующая за ней дедукция.
3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части.
4. Восхождение от простого к сложному.
5. Поиск рацион. порядка во всем.
6. Развитие концепции врожденных идей.
7. Дуалистичность: представление мира состоящим из 2х субстанций.

 

Гоббс. «Левиафан». Различал 2 состояния общ-ва: естеств.и гражд. В ест. люди равны, природа всем всё дала, из-за чего возникает рав-во надежд на достиж-е цели. Люди действуют согласно законам своей природы, а каждый хочет не только сохранить свою жизнь на свободу, но и приобрести господство над др. Т.о. возникают конфикты в общ-ве. Чтобы их избежать чел-к заключает договор. В целях самосохр-я люди объед-ся и передают свои права правителю, кот. кладёт конец этой войне против всех. В рез-те возникает гос-во. Рожд-ся новое лицо, чья власть неограниченна: суверен.приказывает, подданные подчин. Гос-во на место законов природы ставит законы общ-ва. Власть создаёт их и обязывает людей с пом.силы соблюдать. Т.о.все права людей перенесены на органы госуд.власти.

Конечной задачей фил.признавал её практич.пользу, содействие усилению господства людей над природой, увел-ю кол-ва жизн.благ. Источником познания видел в ощущениях, процесс философ-я связывал с рац.мышлением, отрицал бож.откровение, стал на позиции последоват.мат-зма. Г. отвергал религию и считал ее несовмест. с наукой: он оставил ей место в жизни общ-ва как ср-во «обуздания масс». Все знания добыв.с пом. ощущений, подчерк. важ. знач-е разума.

Дж. Локк. Естеств.состояние – царство свободы и рав-ва. Началом этого сост.выступает закон природы(все люди равны). В естеств.сост.царит собств-ть и труд, без кот. чел-к не м.б. себя реализовать. Труд даёт право на собств-ть. Труд и прилежание – главные источники богатсва чел-ка. Гражд.сотояние начин-ся там, где люди отказ-ся от свой собств.власти и обращ-ся за защитой к закону. Основной целью людей – сохранение чел.прав на жизнь, свободу, собств-ть, кот.не гарантированы в естеств.сост. Разделение властей по Л.: законодат., исполнит., федер. В центре его фил. теория познания.

Руссо. Центром его взглядов явл.чел-к и общ-во.

1.Отнош-е к цив-зации: прославляет первобыт.дикость, дикарь – сущ-во добродушное, доверчивое, дружелюб., вся порча от культуры.

2.Отн-е к праву: негативное отн-е частной собств-ти, порождает нерав-во, насилие; защищает принцип уравнит-ти собств-ти. Рав-во – строгая умер-ть во всём, устранение всех имуществ.

3.Отн-е к гос-ву: свобода и рав-во возможны только в респ-ке, когда народ – творец законов. Идеалы республ. строя: естеств.состояние – наличие свободы, рав-ва, братства.

4.Отн-е к воспитанию: нравств.начало в чел-ке глубже и основательнее, чем рассудок, поэтому место воспитания – природа. Культура заглушает голос совести, голос природы.

20.Философия Канта. «Критика чистого разума», «Критика практич.разума», «Критика способности суждения».

Этапы: докритич.(с 17-х гг. 18 века; проблемы мироздания и законы естеств.мира); критич.(с 70х гг.; осмысление науч.проблем).

Фил. по К. – наука, исллед.фундамент.цели чел.разума, т.е.учение о единсте истины, красоты, добра.

Считает, что мы имеем дело не с самим миром, а с его отражением в нашем сознании. По К. чел-к живёт в 2х мирах: он часть мира явлений, где хар-р чел-ка опр-т его склонности, условия, в кот.он действует; у него есть мир «вещей в себе», где всё бессильно=>свобода есть и её нет(антиномия свободы). Мир вещей самих по себе нам не доступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения.

Всякое познание начин-ся с опыта, но опытом не исчерп-ся, т.к.часть знания привносится нашим познават.способностям.

Смысл кант. априоризма: субъект познания располагает определен., уже до него сложивш. формами познания. Но этот априоризм не равен понятию врожд. идей: априори – это не врожден. идеи, а формы усвоен.человеком в ходе его приобщения к сложивш. до него формам культуры. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”.

Трансцендентальная фил-я (от лат. - перешагив., выходящий за пределы) – априор. познават. формы, организ. эмпирич. познание. К. различает априорные и апостериорные(на основе опыта) происх. понятий и категорий.

Категорический императив: нравств.закон, следование кот.служит основой чув-ва достоинства и самоуважения чел-ка. Ни ощущения нашей чувств-ти, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не м. дать нам теорет. знания о “вещах в себе”. Вещь в себе – то, что сущ-т само по себе, непознаваемо. Вещь для нас – то, что мы видим.

 

21. Метод и система В. Ф. Гегеля. (1770-1831).

Он впервые представил весь прир., историч. и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движ-и, изм-и, преобраз-и и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движ-я и развития...

Д-ка(по Г.) - метод постиж-я противоречий и развития понятий. Г. впервые противопост. мет-зику и д-ку как 2 разл. метода. Д-ка помогает чел-ку смотреть на мир как на вечное стан-е и развитие, а корень развития искать во внутр. противоречиях предмета. Д-ка: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиб. полном и свободном от одностор-ти виде; учение о единстве противоп-стей.

ЗАКОНЫ. Закон ед-ва и борьбы противоп-стей (вскрывает проблему источника, причины развития). Закон взаимоперехода колич. и кач.изм-й (развитие происх. путем постепенных колич. изм-й, а затем скачкообразного перехода к новому качеству). Закон отрицания отрицания (развитие предст. собой процесс бескон. отрицаний, в рез-те кот. происх. поступат. развитие от прост. к слож., от низш. к высш.).

Природа сущ-т независимо от чел-ка, а чел. познание обладает объектив. содержанием.

Познавая явления, мы познаем и сущность. Основ. части фил.системы - логика, фил. природы и фил. духа, к кот. примыкают фил. права, фил.я истории, эстетика, фил. религии, история фил. Логика- важ.часть системы(тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, кот. и занимается логика, подлинные законы бытия).

Абсол. идеализм. Сущ-т 3 стадии развития абсолюта: 1.субъектив. дух 2. объектив. дух, 3. абсолют. дух. Всю мир. историю разделял на 3 основ. эпохи: вост., античную и германскую. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он счит., что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому кругу, а от низших форм к высшим.

 

22. Антрополог.материализм Фейербаха. (1804 - 1872).

Его антропологизм заключ.в понимании чел-ка как высшего продукта природы, рассмотрении чел-ка в неразрывном единстве с ней. Считает, что вопрос об отнош. бытия к мышл. есть вопрос о сущности человека. Антропология- учение о чел, в сущ-и, в деят-ти кот. этот вопрос находит свое фактич., реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необх. выр-е присущей ему биол, физиолог. деят-ти.

Существ. содержанием и назнач. антрополог. принципа является научное истолкование общ.о сознания, в кот. Ф. видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф. пр. вс. чувств. жизнь ума и сердца, многообразие пережив. индивида.

Основой антропол. Ф. явл. мат учение о природе. Прир. явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. Природа-основа духа. В чел и благодаря ему прир. ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникн-е и уничтож-е относятся только к отд. явлениям. Прир бесконечна в простр-ве.

Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классиф-ть чувств. данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-р, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл. объектом непосредств восприятия.

Из всех человеческих чувств Ф.выделял чувство любви(нравственную любовь). «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.