Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм)




Позитивизм (2 пол.19-20вв.). Тип фил-ии, стремящ. преодолеть «недостатки умозрит.метафизики». Фил-я и методология эмпир.науки(добыв.новое знание), языка науки и её эволюции(истории науки). Основ.: Конт.

1. Классич.позитивизм - Конт, Спенсер, Милль (2 пол.19-к.19вв). О.Конт: все достоверные (позитивные) знания даются конкрет. науками. Единств. задача фил. – анализ самого процесса познания. Реш-е этой проблемы: пытался выделить основные стадии истор. развития мышления, полагая, что это была сначала религ. стадия, затем метафизич. с попытками находить причины сущего; затем науч. Стадия(наука строго придерж.фактов и старается точно описать их взаимосвязь).

2. Махизм (эмпириокритицизм)- Мах, Авсанариус, Пуанкаре (к.19-нач.20вв). Принцип экономии мышления, наим.траты сил. Теория эл-тов мира.

3. Неопозитивизм (20-е 20в.-сер20в). Карнап, Рассел, Витгенштейн. Прога анализа науч. знания с целью очистить науку от вненаучных и фил.допущений. Выдвиг. 2 приема: 1.Опр-ть в каждой области знаний исходные предлож-я, кот. констатируют исходные факты. 2.Принцип верификации – проверки. Ввод. тройственный критерий: истинное, ложное, бессмысленное, для кот. можно дать эмпирические указания. Положение, кот. не поддаются такой проверке – бессмысленны.

Рассел: соед-е принципа эмпиризма(наше знание берётся из опыта). Концепция «знания-знакомства» (идея непосредств.познания в опыте чувств.данных и универсалий, всё это выполн.роль строит. блоков, из кот.строится здание естеств.-науч.знаний).

4. Постпозитивизм. (60-70 гг. 20в.) Поппер, Кунн, Фейрбенд. Теория критич. рац-ма (проблемы науч.знания). Задача: выявить формы и методы, позвол. раскрыть историч. динамику развив. науч. знания.

К.Поппер. Наука появл., когда появл. проблема. Научные теории сменяются одна другой вследствие “фальсификации” к.-л. фактов предыд. теорий. Если выявляется к.-то новый научный факт, кот. опровергает предыд. теорию, то новая теорет.модель побеждает старую.

Т. Кун – развитие науч. знания как смена парадигм. Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из кот. склад-ся хоть на время модель проблем и реш-й, устраив. тех кто занимается этими исслед-ями, то что объед-т членов научного сообщества и явл. их отправной точкой дальше.
И. Лакатос предст. развитие науки как непрерывный процесс выдвиж-я и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследоват. программ, та, что более продуктивна, побеждает.

 

26. Феноменология Гуссерля. Феноменология - это фил-я сознания. Представитель: Гуссерль «Логические Исследования». Предполагал, что сознание всегда к ч.-либо направлено, и оно несет в себе идеал. "Назад к предметам" - девиз Г. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхожд-я и объяс-я его причин. "Значение предмета " т.е. как "смысл предмета",есть "ноэма", т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли. Предмет мысли, он же вещь, становится «абсолютной субъективностью». Предмет мысли становится чистым ноэзисом ( от греч.: "noesis" - "мышление"). Сознание формирует смысл о предмете." Абсолютная субъективность "-сознание, направленное к предмету, или поток сознания. Г.различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Два аспекта сознания: сознание как ноэма (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).

 

27. Основы фил.герменевтики.

Герменевтика. Это фил-я понимания, где понимание – бытие чел-ка, нечто, определ.челов.сущ-е. Герменевтика как метод – иск-во толкования текстов(бог Гермес). Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер. Хайдеггер («назад к предметам!»). Язык – дом бытия, чел-к – медиум, посредством кот.говорит язык. Гадамер. «Истина и метод». Понимание – первич.реальность(деят-ть) чел-ка, жив.в мире текстов. Опир-ся на традицию. Творец жизни. «Ты сущ-ешь, если ты понимаешь, тебя понимают». Чел-к – понимающее бытие. В акте понимания: реконструирование текста; реконструир.акта тв-ва автора текста; нахожд.индивид.особ-тей автор.текста. Чел-к всегда внутри герменевтич.круга(круга понимания). Чел-к не верующий, а ведомый языком. Путь познания задачи традицией: предпонимание→предмнение→понимание.

 

28. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм.

Фрейдизм - направление, объясн. развитие и структуру личности иррацион., антагонист.сознанию психич.факторами и использ. основанную на этих представлениях технику психотерапии. (Фрейд,Юнг,Райх). Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно»(инстинкт) – глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я» -внутриличностная совесть, кот. возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в чел-ке. Глубинный слой челов. психики, по мысли Фр.а\, функционирует на основе природ.инстинктов, первичных влечений с целью получения наиб. удовольствия. В кач-ве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Неофрейдизм- течение, зародив.из соед-я фрейдизма с америк.культурной антропологией. Неофрейдизм выдвигает на 1ый план принцип соц.или культур. детерминизма. Фромм: имеется некая челов.природа, сохран. во всех культурах. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.