КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции
Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм (Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно. Вера и знание. 1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р. Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. История. Тертуллиан: выступал против разума("Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, т.к. все знания произошли от бога. Русская религ.фил-я. "Цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства вкл. чувств. опыт, рац. мышление, эстет. и нравств. опыт и религ. созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). Бердяев: вера и знание не мешают др. др, ни одна из них не может заменить др.. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения. Знание есть вера, вера есть знание. Т.о., познание истины есть процесс, опир. в равной мере на веру и знание, а научная истина опир. на все формы культуры.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |