Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории




Личность и общество.

Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий).

Индивид – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел..

Концепции личности:

1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка);

2)личность как его сущностная хар-ка.

Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм.

Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности.

Соц. структура личности (по Г.Смирнову):

СОЦ. СТАТУС-м есто человека в системе общ. отношений.

СОЦ. РОЛЬ -образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу.

НАПРАВЛ-ТЬ -потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения:
частная собств-ть на орудия и ср-а произ-ва; НТП; всевластие бюрократии; соц. нерав-во и эксплуатация; абсолютизация дух сил чел. «Снять» отчуждение можно только в таком общ-ве, где осущ-ся все права и свободы личности: право на труд и св. выбора профессии; на образ-е и мед. обслуж-е; на жилье; на свободу мысли, совести, убеждений и др.

Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответств-ть – категория, отраж. особое отношение личности к обществу, к-ое хар-ся выполн-ем своего нравств. долга и правовых норм.

 

На разл. этапах развития общ-ва на фил. возд-т разл. соц. факторы, определяя особ-ти фил. на каждой ступени общ.развития, в целом определяя истор. хар-р философии: переход от одной истор.формы к др. Основанием для периодизации западноевроп. фил. является периодизация общеистор. развития общ-ва: опред. период развития общ-ва равен опред. периоду развития фил. Этапы в развитии философии: 1) античная ф. (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.); 2)средневек. Ф. (3 – 14 вв.); 3)ф. эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.); 4)ф. 17 века (Эп. реформации); 5)ф. 18 века (Эп. просвещения); 6)ф. 19 века: а) классич. нем. Ф. (конец 18 – первая пол. 19 века); б) марксист.ф. (сер. 19 в. – вторая пол. 19 века); в) неоклас. ф. 19 века; 7)западноевроп. ф. ХХ века.

Формационный подход предполагает признание внутр. единства общечел., всемирной истории и выделение универс. этапов обществ. развития (формаций), через кот. должно пройти любое общество. Т.о., единство истор. процесса выраж. в последов. смене общ.-эконом. формаций и их универсальности. Представитель: К. Маркс: развитие общества определено процессами, происход. в эконом.сфере (базисе), по отнош. к кот. все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. 5 формаций: первобытнообщин., рабовлад., феод., капиталист., коммунист.. Смена формаций хар-ся открытым соц. конфликтом, резкими, глобал. революц. преобразов.и соц. системы.

Цивилизационный подход трактует обществ. развитие как постоян. смену цив-ций, каждая из кот.обладает собств. спецификой, уникальностью дух., соц. и матер. жизни. Теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали сущ-я единой истории чел-ва, опираясь в своих теорет. построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.