Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Панморалист, т.е. судьбы мира ставит в прямую зависимость от нравственности и всей духовности человека. Гилозоист. 1 страница




В теории познания Соловьев предстает как гносеологический оптимист. Он воспринял от славянофилов идею цельного знания, или живознания. Познание осуществляется 3-мя путями: 1. эмпирическим (научным), постигается мир явлений, 2. разумным (рационально-философским) мышление, идеальная сфера 3. мистическим (созерцательно-религиозным) постигается абсолютное. Мысль познающего человека должна двигаться не от сознания к бытию, а от бытия – к сознанию.

Цель – создать в посюстороннем мире Богочеловека. Выдвигал положения, что без человека нет деятельности бога, ее не на что направлять и, следовательно, человек совечен и сомогущ Богу. «Вообще человек, – пишет философ, – есть некоторое соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий... Причем собственно человеческое начало есть разум (ratio), т.е. отношение двух других». Человек Божественный – это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) это дохристианское первобытное существо, не выделившееся из природы.

В последние два года наблюдая за событиями в России и Европе конца XIX в., С отказывается от идеала богочеловечества. Тщетность надежд на неуклонный прогресс общества, совершенствование каждого человека и человечества в целом. С возвращается к традиционной христианской концепции: царство всеобщего блаженства создается уже за пределами земной (в потустороннем мире) истории человечества. Этот горький вывод противоречит былому оптимизму философа.

 

№38. Религиозный экзистенциализм и социальная философия Н. Бердяева Николай Александрович Бердяев(примат личности над обществом, персоналистический социализм) Б(1874–1948) – Еще при жизни его труды были переведены на 14 языков, он оказал заметное влияние на современную западную мысль. В 1918 г. он создал в Москве Вольную Академию духовной культуры, несколько лет успешно действовавшую. В своих взглядах Б прошел эволюцию от увлечения марксизмом к неокантианству, далее – к поискам «нового религиозного сознания» и, наконец, к религиозному экзистенциализму и персонализму. Однако Бердяев далек от христианской ортодоксии, он был своего рода еретиком. Труды: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» «Смысл истории» «Я и мир объектов» «Дух и реальность» «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», «Самопознание. Опыт философской автобиографии», «Царство Духа и царство Кесаря» «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» Увлекается философией Соловьева, но на первое место ставит личность, она выше общества. В основу философии положил не бытие, а свободу. Свобода предшествует даже божественному творению. Сотворение мира Богом происходит из Божественного ничто в котором свобода уже существует, соответственно свобода не есть творение Бога, а соответственно не вина Бога, что человек творит зло. Три уровня свободы: 1. до-Божественное ничто; 2.христианская свобода; 3.социальное измерение, деятельность. Как экзистенциалист Бердяев строго различает бытиеи существование, имея в виду существование субъекта как духа. Бытие – сущность (essentia), оно реально не существует и всего лишь бытийствует в отличие от духовного существования (existentia). Подлинным существованием («первожизнью») обладают только духи-субъекты. Философию Б считал внутренним познанием мира через духовный мир личности, тогда как наука с внешней стороны познает мир вне человека. Цель философского познания не в отражении действительности, а в улавливании ее смысла. «Познай самого себя, – писал он аналогично положению Сократа, – и через это познаешь мир...». В центре философского творчества находится «проблема человека». Б полагал, что существует три вида времени: 1. космическое – изображается кругом вечного коловращения; 2. историческое – изображается линией, протянутой из прошлого в будущее; 3.экзистенциальное – символизируется точкой, говорящей о движении духа вглубь. «Примат свободы над бытием» – это положение, которое усиленно подчеркивалось философом в качестве исходного для своего миросозерцания. С одной стороны, свобода – ничто, с другой – она воля к чему-то, ничем не обусловленная творческая мощь, хаотически волевая стихия. «Бог всегда в свободе, никогда не в необходимости, всегда в личности, никогда не в мировом целом». Он обращен к свободе человека и не заставляет его себя признавать. «Вера в Бога есть лишь внутренняя встреча в духовном опыте». Поэтому как единственное свидетельство существования Бога Б рассматривал обладание человеком духовностью и устремленностью к высшей духовности. Понимание Б. мира носит плюралистический и номиналистический характер. Экзистенциализм Б - персоналистический. Каждый дух представляет собой деятельную единицу, свободу и творческий акт. Духи – нечто высшее по отношению к природе, а высшее не может родиться из низшего. Бердяев, занял позицию субъективного идеализма. При этом он не отрицал того, что имеется внешний мир, который, с его точки зрения, «во зле лежит» из-за его объективированности и «падшести». Объективация составляет одно из центральных понятий его учения, оно сродни понятию «отчуждение» и воплощает в себе зло мира, коренящееся в добытийственной свободе. Люди оказываются в рабстве у объектности. Образование мира объектов есть источник всех несчастий человека. Каждый человек – микрокосм и микротеос, в глубине каждого из людей совершается мировая история и функционирует общество. Унизительна идея, будто бы человек – ничто перед Богом или просто его орудие. Личность не составляет готовой данности, она – задание, идеал человека; Личность самосозидается. Свой персонализм философ обосновывал тем, что божественное обнаруживается только в «частях», но никогда не в «целом», только в индивидуальном, но не в общем. Большая роль отводится человеческому творчеству. Личность тесно увязывается с творчеством. Смысл историиБ парадоксально усматривал в том, она должна придти к концу, негативно оценивал социальные революции. У людей должно пробудится «сверхсознание», в котором духовность займет высшее место. Наступит богочеловеческое царство. Победителем окажется Богочеловек, иначе, если люди в основном будут направлять свое творчество во зло, случится космическая и социальная катастрофа. Три силы, управляющие общественной историей: 1.Бог 2.Историческая необходимость 3.Человек (главная роль принадлежит человеку). Для Б одинаково неприемлем и капитализм и коммунизм. Преображенное общество, по его мысли, будет означать христианский «персоналистический социализм», в котором закреплен примат личности над обществом. Сформируется соборность внутреннее духовное общество людей. Экзистенциализм и персонализм Бердяева носят историософский характер. Глубокий гуманизм, лишь под углом зрения каждой отдельной человеческой судьбы можно постичь мировую судьбу. Вся философия Б – это благородная попытка вдохновить человека на созидание, преображение мира и самого себя.   № 39 Религиозно-философский космизм Н.Федорова (1829-1903) (проблема единства человека и космоса, к человеческому бессмертию, синтез космоса и антропологизма) Космос (греч. строй, лад, порядок) – соборное сознание, не только внешнее, но и внутреннее. Выделяются три течения в русском космизме: естественнонаучное (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский,); религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев,); поэтически-художественное (В.А. Левшин, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, новая космическая этика, множественность разумных миров, тема кочующего человечества. Основатель русского космизма Николай Федорович Федоров(1829–1903). С юношеских лет он разрабатывал космическо-антропологическую концепцию активного христианства. Основной труд Ф – трехтомник «Философия общего дела» - это обоснованный призыв к активному действию, к достижению человеческого бессмертия. В основе «философии общего дела» лежит специфическое понимание человека. Согласно космистам, истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной и порывать с этими корнями нельзя. Человек – существо вертикальное, и это не дар рождения, а сверхъестественное требование перестройки человеческой природы. Человек – существо родовое, и поэтому, чтобы выполнить свой долг, он должен осознавать, что является сыном человеческим т.е. потомком вереницы предков, вплоть до первоотца и первочеловека, которые дали ему все. Родовая солидарность людей – самая глубокая и неотменимая связь между людьми. Но Человек –смертен и осознает свою смертность, выход в Апокалипсисе – самой последней книги Библии, в напутственном Слове – «откровении святого Иоанна Богослова» - это весть не о смерти, а о спасении, это Благовест. Ф писал: «Мир дан не на поглядение, а на изменение его согласно своим желаниям». Проект регуляции, включает в себя как внутреннюю регуляцию процессов, протекающих в самом человеке, так и внешнюю регуляцию природных процессов. Постепенное распространение власти человека над Вселенной должно начаться сЗемли (метеорическая регуляция), перейти на Солнечную систему (планетарная астрорегуляция) и затем – на Вселенную (космическая регуляция). Эта задача разрешается на пути постепенного преобразования природы: · Создание долгоживущего человека · Приобретение автотрофности · Постепенное самосозидание · Регуляция космических сил и стихий · Достижение бессмертия Федоров расценивал всеобщее воскрешение как победу над пространством: и временем. Воскрешение – фундаментальный «антиприродный акт», обратный рождению. Воскрешении не для будущей потусторонней, а ради посюсторонней жизни, в том числе и на других планетах. Превратить христианство из молитвы в Дело он призывал не ради стяжания Святого Духа, а ради восстановления ушедших из жизни уникальных личностей, превращения человека в господина Вселенной. Оно возможно лишь на основе развития науки и техники. Прообраз воскресительного акта Федоров видит в искусстве. Погребальные обряды, отпевание, попытки удержать умершего в живописном или скульптурном изображении и т.п. – все это свидетельство стремления сохранить, увековечить, обессмертить человека. Надежды Ф на технический прогресс были излишне оптимистическими и утопическими, но отнюдь не мистическими. Он верил, что возвращение к жизни всех умерших, активное воскрешение, а не пассивное ожидание бессмертия, должно быть не только христианским делом, но и делом позитивно-научным. В своей философии он осуществил синтез космизма и антропологизма. В центре его воззрений стоит человек и человеческое творчество космического масштаба.   №40. Естественно – научный космизм: Циолковский, Вернадский. (автотрофность, выход в космос, цефализация, ноосфера) Выделяются три течения в русском космизме: естественнонаучное (Умов, Вернадский, Циолковский, Чижевский,); религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев,); поэтически-художественное (Левшин, Одоевский, Сухово-Кобылин). Основные проблемы космизма: 1. связь человеческого сознания (души) и космоса, 2. место разума во Вселенной, 3. новая космическая этика, множественность разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания, тема «живого космоса», тема кочующего человечества, развитие космонавтики. Идея активной эволюции получила в трудах Вернадского(1863–1945). Работая в области биогеохимии, он воспользовался догадкой американского ученого XIX в, Дж. Дана, согласно «принципу Дана», основное направление эволюции животного мира – так называемая «цефализация», т.е; совершенствование нервной системы, в частности головного мозга. От моллюска до человека это нарастающее движение неизменно себя обнаруживает, что дает основание полагать: в эволюции заложена идеальная программа, стремящаяся к реализации. Вернадский считал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и эта энергия позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее. К идее цефализации примыкает и развиваемая Вернадским идея ноосферы, т.е. сферы разума. Он показал, что биосфера закономерно переходит в ноосферу, ибо человек все больше преобразует природу соответственно своим потребностям. Вернадский одним из первых забил тревогу об истощении биосферы. С его точки зрения, влияние цивилизации на ход земных и космических процессов будет нарастать. Человечество должно стать автотрофным существом, т.е. от употребления в пищу других организмов перейти к непосредственной утилизации солнечной энергии, подобно растениям. Именно автотрофность, предполагал Вернадский, – путь к бессмертию человека. Идея освоения космического пространства нашла свое развитие в трудах Циолковского(1857 – 1935). Он предсказал грядущий выход человека из его «заключения наЗемле» и расселение в космосе, но и создал необходимые научные предпосылки ракетостроения, в подробностях описав состояние невесомости, как если бы он сам его испытал. Создатель космонавтики разрабатывал «космическую» философию панпсихизма и связывал ее с буддизмом. Он исходил из идеи одушевления Вселенной, допускал бессмертие «духовных» атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы, В качестве ведущего принципа этики он выдвигал требование, чтобы «все живое благоденствовало», поскольку, согласно буддизму, «жизнь непрерывна, а смерти нет».  

 


 

№41. Позитивизм и его исторические формы. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – широко распространенное течение западной философии XIX – XX вв., выступившее в процессе своей эволюции в трех формах: · позитивизм Конта – Спенсера – Милля; · эмпириокритицизм, или махизм, Маха и Авенариуса; · неопозитивизм, включающий школы: «логический атомизм», «логический эмпиризм», «логическая семантика», «аналитическая философия» и др. Термин «позитивизм» был введен основателем этого течения французским философом Огюстом Контом(1798–1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном, отвлеченном типе построения знаний, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта о трех стадиях развития познания: 1. теологической, характеризующейся господством религии, объяснением явлений деятельностью сверхъестественных фантастических существ; 2. метафизической, для которой характерно господство философии, объясняющей природу абстрактными «сущностями» и «причинами», и высшей 3. позитивной стадией, отличающейся от двух предшествующих (донаучных) стадий отказом от теологии и метафизики, господством позитивных, т.е. положительных наук, научным объяснением всех явлений. Все положительные знания могут быть получены, согласно Конту, эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с ее претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета. Ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук. Научное познание, с точки зрения Конта, должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием. Позитивизм Конта содержал материалистические положения. Он не отрицал существование внешнего мира. Плодотворна его идея классификации наук, основанной на изучении самих предметов и естественных связей между ними. Вместе с тем, ограничив научное познание областью явлений, он создал учение характерной чертой которого является агностицизм. В конце XIX в. возникает вторая форма позитивизма, связанная с методологическим кризисом в физике, который был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явления радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. «Второй позитивизм» объединяет махизм, основателем которого является австрийский физик и философ Эрнст Мах(1838–1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса(1843–1896). В связи со сходством этих учений их принято объединять под общим названием – махизм, или эмпириокритицизм. В отличие от позитивизма Конта махизм окончательно порвал с элементами материализма, реанимировав субъективный идеализм Беркли. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип «экономии мышления». Подобный принцип у Авенариуса получил название «наименьшей траты сил», суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость» рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие смысла помимо человека и, следовательно, не имеющие объективного содержания. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил», значит, не объяснять, а описывать явления. Мах вводит понятие «нейтральных элементов мира». Эти элементы не являются ни физическими; ни психическими, они «нейтральны». Выступив против «метафизики» с ее «мнимыми» проблемами, махисты и эмпириокритики пришли к отрицанию возможности познания сущности вещей и к отрицанию их объективного существования.   Неопозитивизм,или «третий позитивизм» сформировался в 20-х годах XX в. в Европе. В 40-х – 50-х годах это философское течение получило широкое распространение в США, куда в связи со второй мировой войной переместились многие его представители Бертран Рассел(1872–1970) и австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн(1889–1951). Применив метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел пришел к выводу, что он может быть применен в любой области знания, в том числе в решений философских проблем. Логика была провозглашена сущностью философии. Философские проблемы, по мнению Рассела, сами сводят себя к проблемам логики, поскольку каждая философская проблема, если её подвергнуть необходимому анализу и очищению, оказывается или вовсе не философской, или философской в том смысле, в каком мы употребляем это слово, т.е. логической. Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей - построение логически совершенного языка науки, назвав свою теорию «логическим атомизмом». И дея оказалась плодотворной для конструирования искусственных, формализованных языков и развития символической логики, и в этой области неопозитивисты достигли; значительных результатов. Онтология была сведена к логике. Рудольф Карнап(1891 – 1970) ввел классификацию предложений, разделив их на три класса: 1. бессмысленные ( предложения, которые могут рассматриваться как таковые лишь по внешним признакам) 2. научно-неосмысленные (вненаучные) (все философские предложения, так как они не могут быть сведены к «протокольным» предложениям – они или непроверяемы, или в их состав входят «псевдопонятия») 3. научно-осмысленные (научные). Если Рассел и Витгенштейн рассматривали отношения между предложениями и фактами, то Карнап объявил понятия «атомарный факт», «простой объект», «элемент мира» и т.п. «недопустимой метафизикой», ограничив задачу философии логическим анализом языка, его синтаксисом, ибо логика науки, с точки зрения Карнапа, есть не что иное, как логический синтаксис науки. С этих позиций он пришел к отрицанию возможности обсуждения вопросов, относящихся к природе реальных объектов и их отношения к языку. Синтаксис (греч. syntaxig – построение, порядок) изучает внутреннюю структуру знаковых систем, правила их построения, безотносительно к выполняемым ими функциям. Философия оказалась, таким образом, сведенной к теории лингвистических форм, сводом формальных правил, Независимых от значения слов и предложений. В дальнейшем, убедившись в ограниченности синтаксического подхода, неопозитивисты пришли к выводу о необходимости семантического анализа языка. Семантика (греч. semantikas – обозначающий) – раздел языкознания, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знания и знаковых выражений.. Один из основных принципов логического позитивизма – принцип верификации (лат. verus – истинный и facio – делаю), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта. Затем заменяется принцип верификации принципом верифицируемости: предложение истинно и в том случае, если возможна его принципиальная проверка, затем – и этот принцип был заменен принципом подтверждаемости: возможна частичная эмпирическая проверка. Однако и это не спасло неопозитивизм от субъективизма и исключения из науки общих положений и в конечном счете – объективной реальности, так как эмпирическая проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуются как состояния сознания.   №42. Постпозитивизм, его представители и основные этапы развития. (сциентизм, аналитическая философия, плюрализм мнений, историческая школа) На смену 3-й форме позитивизма приходит постпозитивизм (40-50 г.20в) Современная философия науки. Вопросы рассматриваются корректно, возвращение к философии, истории возникновения, развития и смены научных теорий. Значительное внимание уделяется методологическим проблемам. Карл Поппер(1902–1994) в своей концепции «критического рационализма» поставил проблему демаркации (разграничения) научного и ненаучного знания, т.е. эмпирических наук, с одной стороны, и математики, логики, философии, с другой. Критерием разграничения Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинно научная теория открыта для фальсификации (опровержения) ссылкой на эмпирический факты, противоречащие данной теории. На смену верификации приходит фальсификация, надо искать факты которые опровергают суждение и значит это наука. Наука – это движение от одной проблемы к другой. Но реальное развитие науки свидетельствует, что не все положения старой теории отвергаются новой. Научное знание, развиваясь, сохраняет в своем содержании объективно истинные знания, которые не могут быть фальсифицированы. Отвергая «историцизм», Поппер выступает защитником «открытого», т.е. западного общества и критиком «закрытых», тоталитарных общественных систем. Томас Кун(род. 1922). В работе «Структура научных революций» Кун ввел понятие парадигмы (от греч. paradeigma – образец, пример). Парадигма – это и то, что объединяет научное сообщество, и вместе с тем это группа ученых, признающих данную парадигму (в дальнейшем под влиянием критики Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы: принадлежность ученых к определенной дисциплине и система определенных правил их научной деятельности). Критикует эмпиризм неопозитивистов. Видным представителем «исторической школы» является американский историк Имре Лакатос(1922 – 1974), предложивший методологию научно-исследовательских программ. Как и Поппер, Лакатос стоит на позиции что все теории ошибочны, как и Кун, он не представил развитие научного знания во всей его сложности и противоречивости. Обосновывает плюрализм в методологии познания американский философ Пол Фейерабенд(1924–1994). Одна из его работ имеет характерное название: «Очерк плюралистической теории познания и действия». Ф критикует Поппера (принцип фальсифицирования) т.к. строгое выполнение этого фактически уничтожает науку. Критикует «историческую школу» - консерватизм «научного сообщества» в концепции Куна, т.к. зрелая наука предполагает альтернативные точки зрения– допустимо все. Многие научные открытия стали возможными лишь потому, что они были сделаны благодаря нарушению методологических правил или вопреки им, за свободу дискуссий и плюрализм мнений..   №43. Проблема истины и ее критерия в философии прагматизма. (гр.дело, действие; польза – единственный критерий истины; истина отождествляется с пользой) США основные идеи этого учения выдвинул; американский философ, логик и математик Чарлз Пирс(1839–1914): Главная его идея - прагматический принцип или «прагматическая максима», согласно которой все содержание наших понятий исчерпывается понятием о его возможных практических последствиях. П отрицает познавательное значение мышления, считая единственной его функцией преодоление сомнения, затрудняющее действия человека, и переход к «устойчивому верованию», к убеждениям, которые «суть фактические правила для действия». Успешные действия, польза – единственный критерий истины и по существу отождествляется с ней. Однако широкое распространение прагматизм получил лишь в 90-х годах XIX в. из-за Уильяма Джемса(1842 – 1910). Джемс развил идеи Пирса, придав им более популярную форму. Он выдвинул концепцию «радикального эмпиризма», суть которого в отождествлении опыта и реальности. Реальность - это хаос случайных событий, «плюралистическая вселенная». Тождественный ей опыт включает в качестве равноправных состояний сознания ощущения и эмоции, сны и галлюцинации, религиозные, спиритические и другие переживания. Опыт рассматривается, таким образом, в духе махизма как нечто «нейтральное». Это и состояние сознания познающего субъекта и вместе с тем познаваемый объект. И мысль, и вещь. Объект оказывается потоком сознания, объективированным в «плюралистическую вселенную». Человек действует в иррациональном и непознаваемом мире, и все попытки познать его бессмысленны. «Мы находимся в мире так же, как собаки и кошки в наших библиотеках; они видят книги и слышат разговор, не чуя во всем этом никакого смысла». А так как знания не имеют объективного содержания, теории, идеи, понятия должны оцениваться прагматически, т.е. не с точки зрения их истинности или ложности, а с точки зрения их практической пользы; Истинно то, что полезно то что приносит успех» Проблема истины -главная в прагматизме. Отождествление истины и пользы. В 20 –30-х годах XX столетия основные идеи прагматизма получили развитие в инструментализме Джона Дьюи (1859–1952). Идею Пирса о преодолении сомнения и переходе к вере Дьюи развивает в учениио «проблематической ситуации». Это неопределенное, затруднительное положение, в котором оказывается человек и которое преодолевается благодаря мышлению. Основная и единственная задача мышления – преобразовать неопределенную ситуацию, в определенную, используя для этой цели наиболее полезные «инструменты»: понятия, идеи, теорий; Отождествив, как и Джемс, истину с пользой, Дьюи считает идею истинной, если она является «инструментом» успеха. Функции интеллекта, считает Дьюи, заключаются не в том, чтобы познавать объекты окружающего мира, а в том чтобы устанавливать пути, позволяющие создать наиболее эффективные и выгодные отношения к этим объектам.  

 


 

№44. Философская герменевтика: сущность и основные этапы развития. (гр. Разъясняю, истолковываю; этапы от Древней Греции до сегодня) Название этого течения связано с именем древнегреческого бога Гермеса – посланника богов и толкователя их воли. По римской версии мифа таким посредником считался Меркурий. Сам термин в переводе с греческого означает «разъясняю», «истолковываю». В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний, а позднее – поэтических произведений, особенно поэм Гомера. В средние века она рассматривалась как искусство толкования библейских текстов, а в эпоху Возрождения – перевода и интерпретации античных авторов. В Новое время методы интерпретации стали широко использоваться в классической филологии; тогда были систематизированы разнообразные приемы и правила интерпретации, относящиеся преимущественно к практике, а не к теории. В самостоятельную область знания герменевтика оформилась лишь в XIX в. благодаря трудам немецких философов Ф.Шлейермахера (1768-1834) и В.Дильтея(1833-1911) - оппозиционно настроены по отношению к ценностям классической философии, ее рационализму и веру в возможности научного познания. Они противопоставляли естественные и гуманитарные науки, утверждая, что задача первых заключается в познании объективной истины, а вторых – в раскрытии «смысла», «истолковании» всего того, что связано с деятельностью человека, с его мотивами и целями. Для Шлейермахера и особенно Дильтея герменевтические принципы становятся методологической основой гуманитарных наук и культурно-исторического исследования в целом. Ш - цель герменевтического понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором, а понимание исторических событий возможно лишь на основе «вживания» во внутренний мир исторических деятелей. Д - один из основателей «философии жизни» - «жизнь – способ бытия человека в мире» утверждает необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил создатель того или иного исторического памятника. В середине XX в. популярность приобрела философская герменевтика, которую занимают не только методологические вопросы, связанные с анализом сущности и значения гуманитарного знания, но и онтологические проблемы. Источником философской герменевтики явилась феноменология Э.Гуссерля (1859–1938). Анализируя «чистое сознание», Гуссерль выделил в нем несознаваемый фон интенциональных (Интенциоиальность (лат. – стремление – направленность сознания на предмет, толкуемая как основополагающая характеристика сознания и его актов)актов сознания, нетематический горизонт, позволяющий иметь некоторые предварительные знания о предмете. Согласно Гуссерлю, при исследовании прошлой или, чужой культуры необходимо реконструировать, ее, «жизненный мир», что дает возможность понять смысл отдельных; памятников этой культуры.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.