КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Маркса и Энгельса как философия практики. Его значение в цивилизации 20 века
Постклассическа я философия 2ой половины 19 века(Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, С Кьеркегор) Постклассика - фил. направление возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую философию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая фил. максимально полно для своего периода объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с позиций идеализма. Постклассики представили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличии от мыслителей классической фил. они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку. Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиций идеализма догегелевского периода, например, платоновского и найти новые подходы в рамках старого доклассиче-ского идеализма. Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина истолкованная подобным образом не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм. Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к идеям канта и Платона, главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю. Воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы, способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. Воля - сущность бытия, и эта сущность ни есть мысль. Эти идеи он изложил в книге «Мир как воля и представление», в этом фил. труде он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыслящее и познающее существо, но еще и тело которое проявляет себя в волевом акте, оно участвует в познании мира, благодаря нему мы испытываем страдание, наслаждение стремление к самосохранению. Материализм критиковал классическую фил. за мыслительное освоение мира. По мнению К.Маркса основная задача теоретической мысли в освоении и практическом преобразовании мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономические и политические интересы человека. Предпосылками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предметами внешнего мира для удовлетворения человеческих потребностей.Родственной иррационализму считается философия жизни». Основными представителями явл. Ф.Ницше и В.Дильтей. В основе этой фил. лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей чел. жизни и окружающего мира. Цель этого фил. течения помочь человеку приспособиться к окружающему миру и максимально реализовать свои способности.Для немца Фридриха Ницше (1844—1900) в основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. Он — сторонник сильных личностей, таких как герой его книги «Так говорил За-ратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями — мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы до человека, тем больше затухает импульс к жизни, а сам человек — это уже прямое проявление болезни. Выход один — воспитывать сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы людей. Лозунг Ницше: «Живи опасно». Ницше — прекрасный филолог и музыкальный импровизатор, к тому же страдающий от недугов. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше принято считать декадентом, т.е. представителем, причем ярчайшим, того направления в культуре конца XIX в., которое отмечено индивидуалистическим пессимизмом, аморальностью, эстетизацией кризисных явлений. Ницше считают также нигилистом, т.е. человеком, отрицающим все устоявшееся и не предлагающим новых позитивных ценностей. Впрочем, немало и таких авторов, кто обвиняет Ницше в культивировании фашизма, ибо, мол, «белокурая бестия» Ницше — это прообраз фашистского молодчика. В таком случае Ницше уже не столько нигилист, сколько приверженец фашизма. Думается, что все приведенные характеристики страдают явной односторонностью. Ницше подобно любому философу занимается переоценкой существующих идеалов, но делает это во многих отношениях ярче и резче других. Для Ницше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, органичное по своему характеру стремление к власти. Это стремление не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком. Экзистенциализм вводит в свою фил. интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике фил. воззрения Гегеля, который в стремлении смотреть на мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.Позитивизм и этапы его развития. Проблема критерия научного знания.
2. Позитивизм. Его создателем считается Огюст Конт, который выделил три этапа в истории человеческой мысли: теологический, метафизический и позитивный. Позитивный этап - это этап, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей бога и разума, а на основе опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки. Факты, эксперимент опыт - это основания для философских заключении. Каждая наука - сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях. Позитивизм рассматривается как фил. отрицания философии. Идеи позитивизма получили развитие в 20 в. в работах Э.Маха, Р.Авенариуса, Б.Рассела, Р.Карнапа.Основные принципы позитивизма: опыт является первичным и единственным источником знания, каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта, Вещи - это комплексы ощущений, задача фил. - изучение языка и методов науки. Позитивизм в своем развитии разделился на логический позитивизм (изучение логики науки) и семантический позитивизм (изучение языка науки). Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал. Неопозитивизм — вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей. "постпозитивизм". Главные представители К.Поппер (1902-1994), Т.Кун. Основную идею выдвинул К.Поппер, сформировавший концепцию критического рационализма. Он отходит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. Поппер много внимания уделял социальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием. Основные вопросы постпозитивистов -возникновение новых теорий, пути их признания, критерии сравнения новых научных теорий, проблема конкуренции между альтернативными теориями. Последователи Поппера (И.Лакатос, Т.Кун) внесли большой вклад в развитие фил мысли, они исследовали структуру научных революций, разработали методологии программ научных исследований, изучили роль традиций в развитии науки, объясненили критерии социального прогресса. К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Создатели и творцы диалектико-материалисти-ческои философии. В период с 30-х до конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества. Предпосылками возникновения марксисткой философии были: 1) Промышленная революция в Европе. 2) Появление пролетариата. 3) Идеи классической немецкой философии. 4) Открытия врбласти естественных наук. Характерными чертами являлись: 1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом. 2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиции как естественный, закономерный процесс. 3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека. 4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя, материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет. Он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.Философию Маркс и Энгельс рассматривали как "руководство к действию", имея в виду революционное преобразование общества. Революция должнг была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксист ский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма ъ способствовал развитию тоталитаризма.К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики — при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |