Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский космизм




Поздние славянофилы и их взгляды. Данилевский, Погодин, Леонтьев

Социально-философские идеи русских славянофилов

Русские западники о сущности и перспективах российской цивилизации.

Космизм — специфическое мировосприятие кос-моцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. В России уже с сере­дины XIX столетия вызревает уникальное космичес­кое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских ре­лигиозных философов космическое направление представлено в наследии B.C. Соловьева, С.Н. Бул­гакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта чело­века. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является опреде­ляющей чертой российской мысли. Это идея актив­ной эволюции, т.е. необходимости нового сознатель­ного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нрав­ственное чувство. Речь, по существу, идет о расши­рении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом це­лом — Земле, биосреде, космосе — с глубочайши­ми запросами высшей ценности — конкретного че­ловека. Гуманизм — одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.

Николай Федорович Федоров (1829—1903) — философ, родоначальник русского космизма. В осно­ве концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно по­рождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «суще­ствами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эво­люции, как сознательный этап развития мира и кос­моса. Потому-то и нет в природе целесообразности, утверждал он, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. В его проекте — и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космически­ми процессами, и наконец «воскрешение отцов», воз­вращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных сти­хий и т.д. В деле «воскрешения» Н.Ф. Федоров от­водит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само хрис­тианство, превращение его догматов в заповеди. Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеоб­щем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы.

К.Э.Циолковский считал космос живым и разум­ным, верил в возможность его освоения, был сторон­ником идеи вечности, несотворимости материи.

А.Л.Чижевский - основатель фил. системы косми­ческой биологии, по его теории жизнь на земле нахо­дится под сильнейшим влиянием космоса.

21. Вл.Соловьёв. Метафизика всеединства. Идеи синтеза в культуре.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — философ, поэт, публицист. Им была заложена тра­диция русской философии всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, ра­ционального и мистического типов философствова­ния, западной и восточной культурной традиции. При этом чуждый всякому национализму и интеллектуаль­ной нетерпимости он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-те­оретический призыв к единению подкреплялся лич­ной нравственной честностью и жизненным достоин­ством.

В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала фило­софия?» и приходит к выводу: «Она освобождала че­ловеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех лож­ных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком». Основу фило­софии Соловьева составили разработанные им по­нятия всеединства, добра и его воплощений, богоче-ловечества. Должное содержание или смысл челове­ческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая выс­шая сущность, получающая воплощение в различных формах — в индивидуальном бытии человека, в ре­лигии и церкви, в истории человечества. Добро об­ладает следующими свойствами:

1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;

2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;

3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.

Иенно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть бе­зусловная форма для добра как безусловного содер­жания. Его право и долг — оценивать с точки зре­ния соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопостав­ления личности и общества, критикуя как утвержда­ющих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только обще­ственные массы. Человек для него — существо лич­но-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:

1) родовую форму;

2) национально-государственный строй;

3) всемирное общение жизни.

Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действи­тельном нравственном порядке» будут преобразова­ны и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Бо­жества».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.