Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное. Особенности творческого сознания




Сознание - совокупность чувственных и умствен­ных образов, для кот. в нормальных условиях харак­терно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы.

Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и дру­гих чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью -это и есть восприятие. Многие исследователи счита­ют, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию раз­розненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаи­модействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Такое различение есть условие возможности сознания. Вы­деление своего "Я" из природы, его противопостав­ление природе - начало сознания.

 

Сознание - это то, что отличает человека от дру-* гих живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять чело­века. Исторически первым был термин душа. В ан­тичности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественно­го, она существовала сама по себе и была бессмерт­на. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие "ум", как характери­стику индивидуального сознания, в противополож­ность чувствам и эмоциям.

И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рас­судок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название "интеллект".

Сознание имеет сложную структуру, кот. включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление пред­ставляет собой верхний этаж психики, сферу поня­тий. Мышление - обобщающее, синтезирующее соз- \ нание, заключительный этап обработки его содержа­ния. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мыш­ление - сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловес­ное размышление, внутренняя речь, состояние меди­тации и физически выраженная форма размышления,! имеющая словесный или бессловесный вид.

Мышление характеризуется в зависимости от ха­рактера отражаемых объектов. Конкретное мышле­ние более тесно связано с материальной реально­стью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи меж­ду предметами и явлениями.

В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального.

Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.

В фил. существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм - материалистический подход к про­блеме сознания, отрицающий его как самостоятель­ную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.

Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно -единственная достоверная реальность, а материаль­ный мир - его порождение.

Объективный идеализм - признает наличие и соз­нания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть мирового сознания".

Умеренный материализм - точка зрения большин­ства философов, в соответствии с которой сознание -это особое проявление материи, способность высо­коорганизованной материи отражать саму себя.

Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.

31. Деятельность как способ человеческого бытия: её структура, виды и формы. Специфика архитектурной деятельности.

 

Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целостное изме­нение и преобразование.

Причины возникновения деятельности: взаимодей­ствие чел. с природой; возникновение и развитие сознания, преобразовательного отношения чел. к природе; возникн. системы производства и производ­ственных отношений; создание материальной и ду­ховной культуры; усвоение исторически-культурного опыта человечества; созд. социальных институтов образования, стимулирующих преобразовательную деятельность

Предпосылки возникновения деятельности: биоло­гическая организация природы, рефлекторно-приспособительное поведение животных, психиче­ское отражение; движение, изменение, развитие ма­териального мира; связь эволюции мира и системы организации; усложнение форм и уровней материльн. систем, форм и способов их активности.

Проблема деятельности впервые была поднята в фил. Нового времени по причине буржуазной, техни­ческой и социальной революции. Смысл философии 17 в - вооружить человека методом познания для господства над силами природы. Нем. фил. Ф.Гегель рассматривал деятельность как развивающийся диа­лектический процесс познания предметного мира, как практическую деятельность, связанную с созданием жизненных условий и как историческую деятельность. По идеалистическим представлениям, деятельность и ее продукты - мысленные сущности или порожде­ния духа.

В материалистической теории общественного раз­вития, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом, деятель­ность - главный признак отличия человека от живот­ного. Основа жизнедеятельности человека - способ деятельности и способ производства. Они порождают новые виды деятельности - духовную, социальную, политическую. Деятельность является причиной воз­никновения и развития общества, причиной перехода его на новые ступени. Деятельность - источник об­щественного прогресса.

Деятельность осуществляется в системе взаимо­действия субъекта деятельности и объекта. Субъект - личность или соц. группа, осуществляющая позна­вательную деятельность. Объект - предмет направ­ленности чел. деятельности (мир, природа...).

Развитие познавательных способностей приводит деятельность к творчески созидательному виду и созданию новых объектов. Созидательная деятель­ность является основой материального, духовного и культурного прогресса.

В системе объект-субъектных отношений видами деятельности являются взаимодействие и связь. По типам деятельность подразделяется на материаль­ную и духовную. В результате взаимодействия реа­лизуются вещественные и информационные связи чел. деятельности, которые приобретают социальное, историческое и общественное содержание. Чел., ис­пользуя природу как среду обитания, создал орудия труда и продукты производства в целях удовлетворе­ния постоянно растущих мат. потребностей. Совер­шая научную и культурную деятельность, человек создал духовно-культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, и тем самым создал ду­ховно-информационную среду, обогащающую куль­туру человечества и формирующую интеллектуаль­ный потенциал личности.

Причиной возникновения и развития духовной дея­тельности является материально-производственная деятельность, общественно историческая практика.

Продуктом духовной деятельности является духовная культура, система духовных ценностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религи­озная деятельность.

Деятельность позволяет чел. быть независимым по отношению к проявлениям природы, она форми­рует социальную среду его обитания, изменяя при этом его самого, а среду обитания доводит до опти­мального состояния для своего существования. Ма­териальные ценности, создаваемые человеком, спо­собствуют развитию его умственных и физ. способно­стей. Критерием прогресса принято считать развитие производительных сил, т.к. он них зависит благополу­чие общества.

Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.