КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и бессознательное. Особенности творческого сознания
Сознание - совокупность чувственных и умственных образов, для кот. в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы. Основой сознания является восприятие. Человек воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью -это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Такое различение есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе - начало сознания.
Сознание - это то, что отличает человека от дру-* гих живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие "ум", как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям. И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название "интеллект". Сознание имеет сложную структуру, кот. включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление - обобщающее, синтезирующее соз- \ нание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление - сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медитации и физически выраженная форма размышления,! имеющая словесный или бессловесный вид. Мышление характеризуется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального. Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках. В фил. существует несколько подходов к проблеме сознания: Физикализм - материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук. Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно -единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение. Объективный идеализм - признает наличие и сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть мирового сознания". Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание -это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя. Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическому — растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности. 31. Деятельность как способ человеческого бытия: её структура, виды и формы. Специфика архитектурной деятельности.
Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целостное изменение и преобразование. Причины возникновения деятельности: взаимодействие чел. с природой; возникновение и развитие сознания, преобразовательного отношения чел. к природе; возникн. системы производства и производственных отношений; создание материальной и духовной культуры; усвоение исторически-культурного опыта человечества; созд. социальных институтов образования, стимулирующих преобразовательную деятельность Предпосылки возникновения деятельности: биологическая организация природы, рефлекторно-приспособительное поведение животных, психическое отражение; движение, изменение, развитие материального мира; связь эволюции мира и системы организации; усложнение форм и уровней материльн. систем, форм и способов их активности. Проблема деятельности впервые была поднята в фил. Нового времени по причине буржуазной, технической и социальной революции. Смысл философии 17 в - вооружить человека методом познания для господства над силами природы. Нем. фил. Ф.Гегель рассматривал деятельность как развивающийся диалектический процесс познания предметного мира, как практическую деятельность, связанную с созданием жизненных условий и как историческую деятельность. По идеалистическим представлениям, деятельность и ее продукты - мысленные сущности или порождения духа. В материалистической теории общественного развития, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом, деятельность - главный признак отличия человека от животного. Основа жизнедеятельности человека - способ деятельности и способ производства. Они порождают новые виды деятельности - духовную, социальную, политическую. Деятельность является причиной возникновения и развития общества, причиной перехода его на новые ступени. Деятельность - источник общественного прогресса. Деятельность осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Субъект - личность или соц. группа, осуществляющая познавательную деятельность. Объект - предмет направленности чел. деятельности (мир, природа...). Развитие познавательных способностей приводит деятельность к творчески созидательному виду и созданию новых объектов. Созидательная деятельность является основой материального, духовного и культурного прогресса. В системе объект-субъектных отношений видами деятельности являются взаимодействие и связь. По типам деятельность подразделяется на материальную и духовную. В результате взаимодействия реализуются вещественные и информационные связи чел. деятельности, которые приобретают социальное, историческое и общественное содержание. Чел., используя природу как среду обитания, создал орудия труда и продукты производства в целях удовлетворения постоянно растущих мат. потребностей. Совершая научную и культурную деятельность, человек создал духовно-культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, и тем самым создал духовно-информационную среду, обогащающую культуру человечества и формирующую интеллектуальный потенциал личности. Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно историческая практика. Продуктом духовной деятельности является духовная культура, система духовных ценностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиозная деятельность. Деятельность позволяет чел. быть независимым по отношению к проявлениям природы, она формирует социальную среду его обитания, изменяя при этом его самого, а среду обитания доводит до оптимального состояния для своего существования. Материальные ценности, создаваемые человеком, способствуют развитию его умственных и физ. способностей. Критерием прогресса принято считать развитие производительных сил, т.к. он них зависит благополучие общества. Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическому — растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |