Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский аспект экологической пролематики. Экологическая составляющая архитектурного творчества




Проектная деятельность. Креативное начало в деятельности архитектора. Заказчик и его роль в современной архитектуре.

Взаимоотношение природы и общества - вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гу­манитарного знания. Самой острой проблемой со­временности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влия­ние (влияние деятельности человека). В 20-м столе­тии резко усилилось воздействие человека на приро­ду. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельно­сти. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние при­близилось к катастрофическому порогу-

Суть экологической проблемы состоит в углуб­ляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью при­родной среды его обитания. Непосредственной при­чиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское от­ношение к социоприродным ценностям. При этом негативное антропогенное влияние на природу не­редко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый харак­тер. Экологические проблемы проявляются в системе биосфера - человек. В.И.Вернадский определил, что на современном этапе человечество стало мощной геологической силой. Человечество создало искусст­венную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. При этом, находясь в постоян­ном развитии, она угрожает в ближайшем будущем поглотить ее полностью.

Обострение экологической проблемы поставило перед человечеством задачу поиска новых путей раз­вития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.

34. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции «второй природы». Архитектурная компонента культуры.

 

Культура рассматривается философией как творчес­кая деятельность людей во всех сферах бытия и со­знания. Она также может рассматриваться как сово­купность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими куль­туры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обуче­ния. Культура создается, культуре обучаются.

Понятие культуры включает в себя убеждения, цен­ности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядоче­ния опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента: 1) понятия (концепты) — содержатся глав­ным образом в языке. Благодаря им становится воз­можным упорядочить опыт людей; 2) отношения. Куль­тура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти состав­ные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного; 3) ценности — общепри­нятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек стремится. Они составляют основу нравствен­ных принципов; 4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

В философии принято различать понятия «куль­тура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII — нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивили­зация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспи­тан, вежлив и внимателен. Культура же — это не просто образцы поведения. Она предполагает опре­деленную степень нравственности. Культурный чело­век следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мне­нию Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация — это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является отве­том общества на вызовы окружающей среды. За ро­стом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация пред­полагает высокий уровень развития техники, урбани­зацию, большую ориентацию на материальные цен­ности, чем на духовные.

В современной социальной философии выделяют­ся доиндустриальный (сельскохозяйственное произ­водство и торговля), индустриальный (промышлен­ное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сфе­ры услуг) типы цивилизации.

Большое распространение в конце XIX — начале XX вв. получил цивилизационный подход в филосо­фии истории. Его крупнейшие представители Н. Да­нилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби доказывали, что каждая культура, каждая цивилизация проходит свой неповторимый путь исторического развития от зарож­дения через процветание к упадку.

Арнолд Джозеф Тойнби (1889—1975) полагал, что история имеет всеобщее содержание. Она всегда реализуется через личность и судьбу каждого конк- ретного человека, имеет человеческое лицо. Тойнби определяет историю как взаимосвязь исторического (временного) и надысторического (вечного).

Объектом изучения философии истории не может быть ни человечество в целом, ни какая-либо отдель­ная нация или государство. Объектом философии истории являются культурно-исторические типы, ко­торые Тойнби называет обществами или цивилиза­циями. Они являются единицами истории, которые можно сравнивать или изучать. Каждая из этих ци­вилизаций появляется в результате социокультурно­го вызова. Вызовы могут быть разнообразные: кли­матические условия, отношения с другими народами, религиозные идеи.

Далее каждое общество проходит в своем развитии определенные этапы: рождение, рост, надлом и смерть.

Формационный подход

Карл Ясперс (1883—1969) полагал, что человече­ство имеет единое происхождение и единый путь развития. История, согласно Ясперсу, имеет свое на­чало и свой конец. Ее движение определяется силой провидения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.