Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина как характеристика знания. Виды и концепции истины




Целью познавательных усилий является дос­тижение истины. Истина определяется как соответст­вие мысли, наших знаний о мире самому миру, объ­ективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Исти­на - знание, соответствующее своему предмету, сов­падающее с ним. Существуют различные философ­ские подходы к пониманию истины.

Объективность - первый и исходный признак исти­ны, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше актив­ность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объектив­ной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объек­тивная действительность.

В действительность входит субъективная реаль­ность, которая познается и фиксируется в знаниях.

Объект познания, процесс познания и его резуль­тат понимаются неразрывно связанными с предмет­но-чувственным отражением человека, а затем с ра­циональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относи­тельность, абстрактность и конкретность.

Истина - процесс, а не одноразовый акт постиже­ния объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчер­пывающее знание о действительности в целом - гно­сеологический идеал, который никогда не будет дос­тигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые" вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость ка­ждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относитель­ность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. да­ют знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин склады­вается абсолютная истина.

Конкретность истины означает соответствие зна­ний предмета и явлений материального мира, соци­альному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п.

Истина - это адекватное отражение объекта по­знающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект, т. к. он существует сам по себе, вне сознания.

Познание не свободно от заблуждений. Заблужде­ние - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуж­дение по своей сути есть искаженное отражение дей­ствительности, возникающее как абсолютизация ре­зультатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий «прав­да» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь -преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена.

Субъект, формирующий и распространяющий лож­ное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что еще не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъ­естественном - религиозном, принимаемое без доказательств.

40. Аксиологические ценности: понятие и разновидности. Этическая составляющая архитектурной деятельности. Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве и противостоянии к миру сущего (к эмпирическому "бытию", к сфере фактических явлений, отношений и т.д.), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума - цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право.

Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.

Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью.

Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.