Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Флоренский его роль в развитии философии, эстетики, науки




Русский позитивизм

26. Философские идеи Н.Бердяева.Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — философ и публицист.

В основе философии Бердяева — две «централь­ные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат сво­боды над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.

В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «кос­мос», идеальное бытие, где царствует любовь и сво­бода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека со­стоит в том, чтобы освободить свой дух из этого пле­на, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благо­даря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество нераз­рывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свобо­ды. Понять творческий акт — значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение че­ловека как существа, одаренного огромной творчес­кой мощью и в то же время вынужденного подчинять­ся материальной необходимости, определяет харак­тер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бер­дяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смыс- ле этого слова. Только соединяясь в любви, они об­разуют целостную личность, подобную личности Бо­жественной. Это воссоединение в любви есть одно­временно творчество, выводящее человека из миро­вой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы.

Говоря о предмете и характере философского по­знания, Бердяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он ви­дел во враждебном отношении к философии, обна­руживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей, по­литики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения». Источник драматиз­ма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связывае­мых им со сциентизмом. Однако «научная» филосо­фия, считает он, есть философия лишенных фило­софского дара и призвания — она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия воз­можна лишь в том случае, если есть особый, отлич­ный от научного, путь философского познания. Не­обходимое условие философского познания — фило­софская интуиция, а основа философии — опыт человеческого существования во всей его полноте.

27. Бытие: сущность, структура, формы. Историко-философские вариации понятия бытия.

Проблема бытия - одна из самых главных проблем фил. Термин "быть" в фил. становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое сущест­вование. Бытие как фил. категория обозначает ре­альность, лежащую за пределами возможности чело­веческого опыта, а поэтому не зависящую ни от чело­века с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятель­ная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Становление философии начиналось с изуче­ния проблемы бытия. Именно попытка понятия сущ­ности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философий и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы.

Основными формами бытия являются: матери­альное бытие - существование мат. тел, явлений природы, вещей созданных трудом человека;

идеальное бытие - бытие человека как природного и социального существа;

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного;

социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества.

На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, ли-бо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсо­люта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной вы­бор, язляла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолют­ного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологи­ческой потребности человека признать нечто, пре­восходящее и превышающее человеческое сущест­вование. Возвращение к теме бытия всегда начина­ется с вопроса о смысле жизни.

Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.).

В результате кризиса веры в. могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародились отчая­ние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия от­крытием Парменида попыталась успокоить совре­менников понятием Абсолютной мысли, которая яв­ляется гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчи­нено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Прови­дение, Судьбу, что по определению вечно и неунич­тожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум спосо­бен познавать только посредством общения с Разу­мом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бы­тием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних ве­щей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия — неиз­менные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Сред­ние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «об­щественное бытие», т.е. бытие человека среди лю­дей, основанное на множестве общественных отно­шений, возникающих в процессе производства мате­риальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неор­ганической природы, бытие живой природы и обще­ственное бытие. Причем согласно материализму бы­тие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы — обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несо­мненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия усту­пила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

28. Материя и дух, их соотношение в субстанциональном и гносеологическом аспектах. Взаимосвязь материи и духа в архитектуре.

В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле­ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием мате­риальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная фило­софия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре­альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тож­дественны им по своим свойствам.. Например, Демок­рит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ­ляет собой качественно иной вид реальности. Суще­ствует "мир идей", который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к "миру вещей". Фи­лософы-идеалисты считают безосновательным мне­ние о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наибо­лее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее ма­териального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания из­вестное как теория отражения. Она дает обоснован­ный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального.

Суть данной теории в том, что сознание есть свой­ство высокоорганизованной материи отражать мате­рию. Отражение • одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи ш представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отраже­ния присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойст­венно только живым организмам. С помощью биоло­гического отражения живые организмы способны от­ражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

На социальном уровне отражения появляется соз­нание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эво­люции форм взаимодействия матер, систем.,

Теория материалистического объяснения проис­хождения сознания подвергается сомнению филосо­фов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соот­ношения материального и идеального восходит к ан­тичным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяс­нение происхождения сознания не является полно­стью доказанным.

Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, кото­рые, несмотря на всю близость (но не тождествен­ность) своих содержательных областей, на свою рав­ную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выра­жения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическо­му — растворению и обезличиванию. Здесь схваче­ны как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды дея­тельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.