КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Флоренский его роль в развитии философии, эстетики, науки
Русский позитивизм 26. Философские идеи Н.Бердяева.Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — философ и публицист. В основе философии Бердяева — две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева. В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт — значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смыс- ле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности Божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы. Говоря о предмете и характере философского познания, Бердяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей, политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения». Источник драматизма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связываемых им со сциентизмом. Однако «научная» философия, считает он, есть философия лишенных философского дара и призвания — она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Необходимое условие философского познания — философская интуиция, а основа философии — опыт человеческого существования во всей его полноте. 27. Бытие: сущность, структура, формы. Историко-философские вариации понятия бытия. Проблема бытия - одна из самых главных проблем фил. Термин "быть" в фил. становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как фил. категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Становление философии начиналось с изучения проблемы бытия. Именно попытка понятия сущности бытия была в основе антологии античной, древнеиндийской и китайской философий и лишь затем решались задачи гносеологии, логики и др. проблемы. Основными формами бытия являются: материальное бытие - существование мат. тел, явлений природы, вещей созданных трудом человека; идеальное бытие - бытие человека как природного и социального существа; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного; социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества. На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, ли-бо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, язляла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смысле жизни. Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.). В результате кризиса веры в. могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародились отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия — неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы — обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли. В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия уступила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром. Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. 28. Материя и дух, их соотношение в субстанциональном и гносеологическом аспектах. Взаимосвязь материи и духа в архитектуре. В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Проблема идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным. Впервые Платон обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная философия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух реальностей, какая из них является первичной? Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тождественны им по своим свойствам.. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Точка зрения идеалистов - идеальное представляет собой качественно иной вид реальности. Существует "мир идей", который независим от нашего сознания и первичен по отношению к "миру вещей". Философы-идеалисты считают безосновательным мнение о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наиболее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее материального и способно его порождать. В современной фил. широко распространено материалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отражение • одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой природе. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи ш представляет собой высшую форму отражения. Отражение - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними. В большей или меньшей степени свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен. На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций. На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойственно только живым организмам. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение. На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия матер, систем., Теория материалистического объяснения происхождения сознания подвергается сомнению философов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соотношения материального и идеального восходит к античным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяснение происхождения сознания не является полностью доказанным. Искусство и философия — это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому — педагогическому — растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |