КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители
11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения. Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения. В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека и разума, стремления к земному счастью. Выясняя суть гуманизма, следует особенно подчеркнуть, что это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек - венец творения, краса мира, в разуме своем подобен богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство. Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, характерной особенностью которой является натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, в котором на первый план выдвигается опыт, исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Д.Бруно и Н.Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в 16 веке. Тезис Д.Бруно - “природа есть либо сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах” был направлен против христианского учения о сотворении богом мира. В натуралистическом пантеизме бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути, природа не создана богом, а есть бесконечное начало, состоит из множества миров. В центре же мыслителей Возрождения было учение о красоте человека, о ее одухотворяющей силе. Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. Согласно американскому медиевисту Линну Уайту антропоцентризм возник как результат двух исторических образований: * модели cовременного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром. * иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле. Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.
12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).. Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”). Чрезвычайно интересна и важна для понимания основных философских проблем эволюция классического британского эмпиризма. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для мыслителя, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Для того, чтобы очитстить мышление от идолов(заблуждений) - непосредственное, опытное изучение природы, с помощью эмпирического метода: наблюдение, эксперименты и индукция.
Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть: законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.
Гоббс. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию(сигналы-звуки,метки-знаки для общения,естественные знаки-знаки природы,научный язык и т.д). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, т.е.на то, что имеет свои истоки и свое развитие. Она исключает теологию,потому что о ее объекте нельзя ничего сказать; она исключает явления, не имеющие телесности, ибо к ним не применимо научное рассуждение; она исключает любые формы откровения, пророчества, астрологию, т.е. все то, что составляет предмет веры, а не науки.
13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). ..Декарт (основоположником рационализма (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.) -в основе бытия и познания лежит разум:"Я мыслю - следовательно, существую"(Последовательность рассуждений Декарта. Давайте усомнимся во всем, чтобы найти неопровержимое >> я сомневаюсь, значит, я мыслю >> я мыслю, следовательно, я существую. Мое существование доказано.) -Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. -все сотворенные субстанции делятся на 2 рода: материальные (вещи) и духовные (идеи) -научный метод (применяемый в физике,математике почти не имеет применения в процессе познания.=> активно применив н.м., можно значительно продвинуть сам познавательный процесс)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |