Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия экзистенциализма. направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия




Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentio — существование), также философия существования —

направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия

человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской

антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной

сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого

термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима,

означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к

экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал

свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе

«Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления

отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское

направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение

современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение

уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой

классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального

мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет

мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное

мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулироватьв терминах

субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и

субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в

«пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно

близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция

(«экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса),

которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы,

которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не

обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в

течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки

«обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В

конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.