Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и национальное самосознание. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления




О национальной самобытности можно говорить в разных ракурсах, в частности можно связывать с развитием различных этносов, различных национально-государственных образований. (И имеет смысл тогда говорить о Русской фил, Белорус. Фил.).

Отсюда философия – это с одной стороны интернациональное явление, это феномен культуры всего человеческого общества, но общество само по себе внутренне структурировано и исторически меняется, значит, в таком случае, вот это интернациональное в философии сцеплено с самобытностью развития философского сознания в разных социокультурных контекстах. Это все вытекает из специфики философского знания.

3.1.Теперь посмотрим на науку, наука интернациональна? ДА, а есть ли в ней специфические национальные привнесенные черты, нюансы? В науке: ну например «белорусская наука» – это не более, чем указание на географическое расположение научных центров, и может быть происхождение людей которые в науке добились каких-либо результатов. Почему наука интернацианальна? Потому что она нацелена на объект. И о самобытности стиля национального мышления в науке говорить не приходится, а в философии да.

3.2. Но есть специфика например для немецкой классической философии, ее рационализм, системность, логические доводы доведенные до панлагизма (идеалистическое философское учение, согласно которому бытие есть воплощение разума, законы бытия определяются законами логики, которые являются основой и движущей силой развития всего существующего).

Французский стиль философствования: публицистика, философские эссе, работы, которые аппелируют не столько к логике сколько к образно-эмоциональному складу человека, это воплощение философско-религиозного творчества в художественных произведениях, недаром экзистенциализм развивался во Франции в форме литературных произведений.

А философия России также неразрывно связана с художественной литературой (Толстой, Достоевский), русская философия очень религиозна. Французская в отличие от нее – светская философия. Потому что государство стало светским, религия была отделена от государства, а православие в России было национальной религией. Т.е. эти нюансы есть, но они для нас не столь существенны как различия проистекающие из различия цивилизационного процесса.

3.3.Специфику философского знания можно вычленять по разным основаниям, связывать с исторической судьбой разных этносов и философия всегда играла роль в этой судьбе помогая самоопределению. В исторической перспективе развитие философии всегда предваряло буржуазно-демокртические преобразования, в ходе которых оформлялось национальное государство. Всегда в области философии вырисовывались проблемы развития, ориентиров этого развития. И они становились особенно актуальны в конкретной национальной истории в преддверии наступления буржуазных революций, тогда образовывались национальные государственные образования. Поэтому не совпадение для Франции расцвет философии ХVIIIв это эпоха просвещения, она готовит к возникновению великой буржуазной революции во Франции. А что такое Италия в ХVIIIв – разрозненные провинции, и не случайно что в культуре этого этноса, выдающиеся идеи в философии появляются в начале ХХ в. Государство скрепляют не границы, а внутреннее единство системы, и вот это внутреннее единство системы рождает культурау в том числе и художественную, в нашем контексте это еще и развитие философии. Различные типы цивилизационного развития обнаруживают разные культурные традиции, и разные особенности возникающего философского знания.

4. Если мы говорим о специфике основанием для противопоставления также является история отдельных стран, и в таком случае мы можем говорить о философии Англии, Франции, Германии, но более принципиально особенно в условиях современного развития выступает рассмотрение в контексте соотнесения не этносов, а цивилизаций.

Сегодня начинает играть роль специфика не этнического не национально-государственного, а развития Востока и Запада.

Философия Востока и Запада, это такие мотивы знаний внутренне дифференцированные что противопоставлять их можно по некоторым только принципам.

Чем они отличаются эти типы философского мышления, если мы соотнесем их с культурными традициями разных цивилизаций?

4.1. Из специфики развития – специфика культурных программ в формировании которых принимает участие философия (культурная программа Востока направлена на поддержание единства с внешним миром, Западная – на освоение мира, поэтому ядром этой культуры со временем становится наука).

Цивилизации Востока отличаются от цивилизаций Запада 1) для всех цивилизаций Востока характерно стремление к единению с окружающей средой, акцент в культуре на этот же момент, а в Западной цивилизации – подчинение природы, ее преобразование; в восточной цивилизации человек ощущает себя существом, которое обязано восстановить и поддерживать гармоничную связь с природой, а на Западе человек ощущает себя противопоставлением природе, как существо отличное от природы, которое стремится к гармонизации за счет преобразования природы.

4.2. Специфика культ. программ разная – значит и специфика фил. разная (там на традиции здесь на инновации, там на поддержание гармонии с религией, здесь появление светской фил., там фил. претендующая на воспроизведение духовного опыта в новых и новых поколениях, здесь появление новых желательных или не желательных моделей будущего развития общества, природы и человека)

Культура (это же геном цивилизации, она создает практики) – если задача обретение единения с природой то в культуре превалируют формы духовного освоения ориентирующие человека на этом пути, поэтому Восточная философия отличается традиционностью (никаких преобразований, страшатся преобразований, отсюда термин китайской философии «как страшно родиться во время перемен»), традиция – суперценность, на Западе суперценность – новация, там инновационный путь развития, отсюда сверхвыражение этой ценности – книга рекордов гинеса «кто дальше плюнул против ветра», эта цель острее проблемы, там традиция, здесь новация, следовательно, философия Востока ориентирована на поддержание традиций, на воспроизведение традиций, поэтому философия Востока накрепко связана с религией, и там мы имеем дело с нерасчлененным философским комплексом. Что такое Даосизм – это и религия и философское учение. Итак, религиозные и философские идеи связаны и переплетаются в единое целое. На Западе с тенденцией на инновацию, на изменение мира, на преобразование традиция отступает на второй план, и философия как и культура занимается прорисовыванием картин возможных миров (Лейбниц называл математику – «наукой о возможных мирах»). Итак в теоретическом мышлении в этой культуре прорабатываются новые возможные модели, и идет их расценка: хорошо – плохо, конструктивно – не очень, полезно – нет, будем воплощать в жизнь – нет (это специфика цивилизационного развития). Тогда философию характеризует то, что наряду с религиозной существует светская философия, и причем важнейшую роль начиная с античности играет разрыв между религиозным комплексом идей и философским.

4.3. Проблемные поля Восток челочек, запад человек – мир, мир и только потом человек.

Философию XX века не интересует проблема природы как таковой, это проблемное поле науки, фил. занимается исследованием того, как наука исследует природу.

Еще один параметр – проблематика. Проблематика для Восточной философии остается практически одной и той же, это очень медленно развивающееся традиционное общество, и большое место среди проблем, уже потом это привлекает Западного человека в XIX в, он в своей культуре этого не находит, это проблема самого человека, философия обращена к миру через человека, мир интересен только через соотнесение с человеком, потому что человек вынужден гармонизировать отношения с этим миром, в Восточной фил. очень слабо выражена натурфилософия, есть какие-то элементы, но не более как отдельные идеи, а не целые концепции, целые проблемные поля. Западная фил. на протяжении долгого времени проблемы человека как таковой не сущесвовало, если взять античность, человек был интересен (у Сократа) тем как он познает мир, и потом в эпоху эллинизма «Как жить в постоянно меняющемся мире» – варианты: стоики, эпикурейцы, киники современные циники и больше ничего о человеке, философская антропология начинает складываться в середине XIX в. Философия нового времени к человеку безучастна, он ей в принципе не интересен. Проблематика, разнесение акцентов тоже различны. Западная философия античности – это зародыш в будущем техногенной цивилизации, там есть все что развивается в техногенной цивил., так безучастна культура к самому человеку, потому что она нацелена на переработку объекта и превращение его в продукт. И поэтому в истоках ее интересует именно внешний мир, а потом естествознание, следующий этап середина XIXв технознания, к концу XIX в научно-гуманитарное знание, а человек как проблема, это вторая половина XX столетия. Взрослеющая цивилизация понимает, что нужны знания не только о природе, но и об обществе, его устройстве, и о человеке, носителе этих преобразований, но это идет постепенно.

4.4.Философия Востока она безымянна за редким исключением, особенно это касается индийской философии (кстати китайская имеет своих авторов, здесь письменная история насчитывает около 5 тысяч лет, они все именовали, и все датировали, в индии перед нами свод текстов, который невозможно связать какими-то именами, и практически невозможно установить их хронологическую принадлежность какому-то времени, более того эти тексты представляют собой постоянное воспроизведение, трактовку, нюансировку уже имеющихся идей, основная задача воспроизвести духовный опыт учителя, не знания, а его духовный опыт, поскольку эти знания связаны практикой медитации, внутренней работой над собой, и усвоение не только информации в чистом виде, но и духовного опыта учителя, отсюда фигура гуру и ученика у его ног, который пытается максимально вписаться в эту систему и воспроизвести опыт учителя). А на Западе уже в эпоху античности фигура учителя и отца разрываются, уже там появляются эти бродячие учителя мудрости, учитель и отец не в одной ипостаси, соответственно речь идет конечно о усвоении традиций, школа Платона существовала более тысячи лет, но основа в данном случае не традиция, а попытка эту традицию переосмыслить и «взломать», у этих «взломщиков» всегда есть имена, это постоянная привязанность к событиям в жизни об-ва, это всегда бесконечные новации, это всегда выбрасываем на культуру проекции разных миров – социального, культурного, человеческого, философия предлагает этот спектр об-ву и предлагает выбрать, оценить, поэтому в философии наибольшую ценность получает не решение вопроса, а постановка проблемы. Кстати и в науке тоже, запоминаются люди не только решившие вопросы, но и поставившие фундаментальные проблемы.

Итак: Характер развития цивилизаций, отсюда смещение акцентов по разным параметрам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.