Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность




1) Философия 20 в. выработала представления о базисных характеристиках человека. Одной из таких характеристик выступает коммуникация.

2) Что такое коммуникация?

3) Какие бывают коммуникации?

4) В соответствие с тем, как трансформируется коммуникация, можно проследить, как развивается человеческое общество. И так мы выходим на массовое общество и массовую коммуникацию.

5) Что такое массовое общество, массовая коммуникация. Какие существуют версии философского анализа массовой личности?

Коммуникация – это знаково-символьное взаимодействие между людьми, несущее в себе смысловую нагрузку. Это смысловой аспект взаимодействия. Пример. На узкой дороге встречаются два велосипедиста. Коммуникативное действие – увидев друг друга, они начинают выруливать так, чтобы не столкнуться. Коммуникативные действия предполагают ориентацию на другого, и выявление смысла этой ориентации. Пример классификации типов коммуникаций: индивидуальная коммуникация (небольшое число людей), публичная коммуникация (большое число людей), массовая коммуникация (огромное число людей). Можно структурировать и по другому принципу. Автокоммуникация – мы ведем диалог с самим собой, и этот другой в нас – это представитель некой референтной группы, общества, совесть. Герберт Маклюэн в своих работах проанализировал фундамент функционирования общества массовой коммуникации.

Выделяют различные типы коммуникации, и различные типы общественных отношений по принципу господствующей коммуникации.

Общество аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возможность внушение, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.

Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возможность анализировать, сопоставлять различные фрагменты и т.д.

Во второй половине 20-го в. появляются радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность информации, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда человек воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировая деревня.

Массовое общество, это общество, в котором массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великих героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процессы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ – движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем.

Элита и массы. Первым анализировал эту проблему Хосе Ортега-и-Гассет. Массовое общество с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость – так это тоже стандарт – выглядеть не так как все). Ценится непрерывно расширяющееся потребление. Это общество массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Ценности, превносимые массовой культурой. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие человека, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры – все-таки есть какой-то просветительский момент, например, борьба с наркоманией.

Массовый человек. Усредненность притязаний, не стремится к высоким свершениям, у него отсутствует жизненный проект. Он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя. Некритичное отношение к реальности, конформизм. Аполитичность. Непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общества требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты. Довольство собой, переходящее в самодовольство. Отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Что отличает человека элиты? – Труд, интеллект и ответственность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.