Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельный - и важный прежде всего для белорусского народа - вопрос о цивилизационной судьбе России как центра восточнославянской цивилизации




Генезис русской этнокультурной общности объединил в себе такие компоненты, как исходный славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский), что создавало особый характер русского человека.

Противоречивость русской души, ее амбивалентность во многом объясняются антиномиями исторического пути Руси, которые ей пришлось испытать, ее промежуточным, неустойчивым положением между двумя цивилизациями. Особенности идентичности русских состояла в том, что она носила преимущественно не натуралистический, географический, этнический, административно-государственный характер, а была ценностно-нормативной, духовной. Это было связано с тем, что после гибели Византии восточно-христианское исповедание утратило географическую и цивипизацнонную привязку и стало восприниматься как священное наследие, нуждающееся в сохранении. Трудолюбие и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм, мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное, трудолюбие и праздность и т. п—таковы противоположные начала русского характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный из Востока, причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к свободе.

Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточно­славянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Отмечается неоднородность белорусской ментальности в зависимости от местонахождения: так для Гродненщины и других районов Западной Беларуси, развивающихся под влиянием католической Польши, Литвы и протестантской этики Западной Европы, характерна индивидуализация жизни; в Полесье же преобладает культ сельской общины в белорусском Поозерье, граничащим с Россией, проявляется православная соборность.

В последнее время все чаще слышен призыв к единению славян, который зародился в глубине веков. Объединительная программа всех славян, т. е. восточных, южных и западных (европейских) католиков, православных и др.. именуется панславизмом. Еще во времена Московской Руси, в царствование Алексея Михайловича, появились идеи и попытки такого объединения. Панславянские идеи поддерживал известный русский дипломат XVII ст. Афанасий Ордын-Нащекин, подчеркивая необходимость тесного союза с Польшей, призывая к объединению двух мощных государств и двух конфессий — католиков и православных. Позже, рассматривая различия исторических путей других славянских народов (болгар, сербов, чехов и др.), К. Леонтьев дополнил понятие «славизм» понятием «славянства», под которым понимал племенную совокупность славян. Сравнивая же исторический процесс в России и на Западе, он, как и Н. Данилевский, был убежден, что славянской России необходимы внутренняя сипа, крепость организации и дисциплину, чтобы защитить свою независимость от европейского натиска. Дистанцируясь от Запада (испытывая «тяготение на почтительном расстоянии»), Россия в то же время должна в себя вобрать и некоторые западные тенденции («национальную гармонию», «дух охранения в высших слоях общества»).

О необходимости единения славян говорили и представители меньших славянских народов. Сторонниками единения славянства были, например, примыкавшие к протестантизму мыслители Великого княжества Литовского С. Будный, Л Зизаний, М. Смотрицкий, католики из этого же княжества Я. Веслицкий, Н. Гусовский, Я. Длугаш и др.

Ближе к нашему времени начинает укрепляться более целостное, не ограниченное конфессиональными рамками представление о путях единения славян Влиятельнейшим центром единства славянства стала Прага, которую называли «Славянскими Афинами». В ней и состоялся в 1848 г. первый Славянский конгресс, сформировалась сильная школа ученых-славистов. Здесь, в Праге, проводились такие ответственные форумы, как Всеславянский съезд прогрессивных студентов (1908), I Международный съезд славянистов (1929) и, наконец, в 1998 году Всеславянский съезд.

На рубеже XX-XXI стст. одновременно с интеграцией западноевропейских стран происходит процесс дезинтеграции славянского мира, сопровождающийся разрушением СССР, расчленением СФРЮ, Чехословакии. Славянские духовные ценности как проявление особой человеческой цивилизации и ментальности исторически уникальны и во многом самодостаточны. В наши дни разьединения славян и славянской трагедии на Балканах особенно актуально звучит призьв Н. Данилевского к мужеству, единодушию, твердой вере в величие славянских народов.

Восточно-православному миру западными идеологами отводится важное место в стратегии противодействия самобытным цивилизациям. Свое отношение к иным типам цивилизации профессор американского университета Джона Гопкинса 3. Бжезынский четко опре­делил одним понятием — гегемония «Гегемония стара как мир, — пишет он, —однако современная гегемония Америки отличается стремительностью своего утверждения, своим глобальным характе­ром, а также средствами своей реализации. В течение одного столетия Америка трансформировалась — не без динамики международного развития — из страны, изолированной в западном полушарии, в державу, беспрецедентную по своему влиянию и масштабам». Если такие политики, как Г. Трумэн, Дж. Буш, Р. Рейган, гегемонию США выводили из ее военного и экономического могущества («России следует показать железный кулак», — заявлял в самом начале холодной войны против СССР Г. Трумэн), то 3. Бжезинский дополняет этот перечень таким компонентом, как культурная гегемония, выделяя при этом ее привлекательность среди молодежи. Развивая, по сути дела, известную концепцию С. Хантингтона о столкновении цивилизаций, он считает, что в возможном конфликте двух основных цивилизаций XXI в. — западной (атлантической) и конфуциянско-буддистской — восточноправославньй регион необходимо использовать как противовес усиления исламского фактора и для недопущения «конфуцианско мусульманской» связи.

Вместе с тем Бжезинский видит и трудности формирования из восточноправославной цивилизации противовеса конфуцианству и исламскому миру в том случае, если восточное славянство, восстановив свою мощь, может оторваться от Запада и установить тесные связи со странами, способными играть роль цивилизационных или региональных центров: Турцией, Ираном, Китаем. По мнению западных стратегов, это может содействовать России в формировании оппозиции американской гегемонии не только в Евразии, но и в мире, учитывая фундаментальный потенциал восточного славянства в географической, политической, интеллектуальной и военной сферах

Как ответить на этот вызов времени восточнославянскому миру, как сохранить и умножить славянские духовные ценности и единство славян на рубеже веков, каковы приоритеты дальнейшего развития человечества?

Возможно, именно славянский мир на современном этапе цивилизационного развития с его тенденцией к единству мирового процесса, признанием культурного плюрализма и необходимостью отказа от всякой иерархии культур, а значит, и отрицанием евроцентризма сможет сыграть роль творческого посредника между Востоком и Западом Находясь же на перекрестке цивилизаций и в силу своего геополитического статуса став местом столкновения Востока и Запада уже внутри славянства, Беларусь в этом процессе мирового единения может сыграть заметную роль.

В сер. 19 в. обозначился знаменательный для русского этноса момент социально-политического (и цивилизационного) самоопределения. Он сопровождался ожесточенной публичной дискуссией между славянофилами и западниками о выборе пути развития России. Они не стремились ограничить себя узкими рамками теории, их концепции были устремлены в политику, нашли свое отражение в политике реформ, нацеленных на догоняющее развитие России.

«Запад» и «Восток», противопоставляемые России, - понимаются как два особых типа цивилизационного и культурного развития. 3. - это техногенная цивилизация, В. - традиционная Ц. И культура. Славянофилы и западники по-разному отвечали на вопрос об историческом пути Р.:

Славянофилы утверждали, что Р. должна идти самобытным путем, поскольку ее культура, менталитет, историческое поведение не имеют ничего общего ни с 3., ни с В. Концепция абсолютизирует «русскость» культуры, менталитета.

Западники считали, что Р. по своим социокультурным истокам и менталитету тяготеет к 3. И должна на него ориентироваться, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем развитии страны

Историческая приобщенность Р. к многим ценностям 3. Цивилизации и культуры несомненны Это христианство (в его восточном варианте), это элементы западного рационализма; просветительства, романтизма, социального утопизма, авангардизма, уважения к научной рациональности. В этой концепции присутствует абсолютизация западного опыта: часто отсутствует критическое отношение к опыту развития 3. Недооценивается обратное влияние Р. на 3. Игнорируются восточные элементы в Р. культуре.

В 20-х г.г. 20 вв. в среде русской эмиграции появилась концепция, которая пыталась «примирить» первые две - евразийство.

Евразийство. Возникло в среде русских эмигрантов (Флоровский, Карсавин. Вернадский, Трубецкой, Ильин), которые хотели разобраться в истоках происшедших с Р. изменений и в перспективах ее дальнейшего развития. Центр евразийства был в Праге. 1-й съезд состоялся в 1932 г. Имелась своя газета, своя Евразийская организация

.Ее сторонники утверждали, что Р. представляет собой специфический тип культуры -евразийский, связанный с ее географическим местоположением; исторической судьбой, восточными и западными соседями. На авансцену истории попеременно выступали различные линии социокультурной ориентации: в период Киевской Руси - византийская, в столетия монголо-татарского ига - восточная, со времен Петра 1 - западная. При этом русская культура синтезировала все эти элементы.

Евразийцы не считали, что Р. вечно должна с запозданием повторять путь 3. Более того, они считали, что «палатка Р.», которая столько веков была раскинута среди долин и холмов 3., перемещается на В. Их идеология включала представления о том, что миссия Р. как «моста» между Европой и Азией, может осуществиться, если В России воцарится, прежде всего, приоритет идеократии (власти идеи, ценности) и признание сильного государственного начала источником социальных реформ. Концепция, наряду с идеей объединения восточного славянства и других народов России, имела ощутимый тоталитарный посыл.

П. Сорокин писал о том, что Р. присущ «догоняющий» тип модернизации, патернализм и деспотизм в государственном управлении, особый - «иоанновский» тип личности, соединяющий особую чувствительности к высшим морально-нравственным ценностям и идеалам, смирение и стихийность, свободолюбие и привычку к рабству.

Россия в тенденции своего развития была такой локальной Ц., которая могла в течение веков противостоять Западу и сохранять свою самостоятельность на мировой арене при том, что она намного уступала Западу в экономической сипе, отставала в освоении промышленной революции и либерального строя. Однако Российская империя обладала крупным трудовым потенциалом, разнообразными сырьевыми ресурсами, значительной военной мощью и периодически вступала в военное противостояние с ведущими государствами Западной Европы и их союзами. Содержание ее социально-экономической модели, начиная с сер. 19 в., принципиально не отличалось от индустриальной модели, господствовавшей в мире.

После первой мировой войны, революции в России 1917 г.. Великой Депрессии, произошла бифуркация этой модели. Возникла новая социалистическая модель, которая пыталась создать альтернативу вступившему в фазу заката индустриально- капиталистическому обществу. На фоне явного кризиса индустриального общества, что проявилось в невиданной по масштабам первой мировой войне, Россия первой осуществила проект строительства альтернативного капитализму, но индустриального по характеру, социалистического общества. Вернее, социализм был позднеиндустриальной моделью социально-экономического развития.

Россия после национальной катастрофы начала 20 в. сумела восстановить единство большинства народов и регионов распавшейся Российской империи, а после победы в единоборстве с почти всей западноевропейской цивилизацией во второй мировой войне распространила во многом вульгаризированную социалистическую модель на ряд стран Восточной Европы, отдельные страны Азии и Латинской Америки, сформировала обширный мир социализма, противостоявший западной цивилизации во главе с США Возник двухполюсный мир.

Картина резко изменилась с конца 20 в. Возникла новая волна бифуркаций, глубинная суть которых - трансформация индустриального общества и присущих ему моделей в постиндустриальное. Переход этот начался с глубокого планетарного кризиса, исторического разлома.

Какое место займет Россия и возглавляемая ею цивилизация (которая сжалась до размеров СНГ) в мировом цивилизационном пространстве 21 в.? На какую социально-экономическую модель ей ориентироваться?

Объективным фактором трагического для СССР (с Россией как центром) кризиса явилось исчерпание того варианта позднеиндустриального общества, той его модели, за реализацию которой взялась Россия. Дня большинства интеллектуалов того времени социалистическая модель общества была антитезой капитализму. На первых порах она дала ощутимые плоды, однако постепенно нарастали и негативные последствия того варианта социализма, который стал реальностью в СССР: признаки тоталитарного общества, чрезмерная концентрация экономической сипы в руках подавлявшей предпринимательскую инициативу правящей бюрократической верхушки, подавление личности и ограничение прав и свобод, что открывало дорогу к периодическим репрессиям; избыточная централизация, игнорирование особенностей и интересов наций и территорий; милитаризация, концентрировавшая лучшие ресурсы и интеллектуальные силы на гонке вооружений.

Подтвердился прогноз П Сорокина о том, что коммунизм и др. разновидности тоталитарной экономики, управления и образа жизни - дети критических ситуаций. Сильные, но «опасные» лекарства, принимаемые в «кризисной болезни». Чем скорее пройдут критические ситуации (холодная и горячая война, исключительная бедность большей части человечества и др.), чем решительнее человечество отойдет от этих крайностей, тем скорее падет тоталитаризм

На какую соц. эконом, модель в настоящей ситуации надо ориентироваться России? Окажется ли восточное славянство при этом единым?

1. Ряд авторов ориентируется на западную модель, на присоединение России и других восточнославянских государств в качестве развитых индустриальньгх держав к постиндустриальному миру, создав однополюсный мир; постиндустриализм же - далекое грядущее для России.

2. Ряд авторов - отметив, что Россия еще не вошла в постиндустальную фазу техногенного общества, - предлагают двигаться в направлении формирования самостоятельной системы мирового класса, превратиться в мировую этноэкономическую систему. Это развитие должно быть не на постиндустриальной (техногенной) основе, где она будет вечно догонять лидеров, а на основе этноэкономической транснационализации. Шансы такого движения - в плоскости социокультурной, в системе духовных ценностей, которые приобретают в постиндустриальную эпоху первостепенную роль Однако этого явно недостаточно, как показали богатейшие в духовно-культурном плане Индия и Китай в недавнем прошлом. Необходимо, чтобы Россия и возглавляемое ею цивилизационное сообщество не только интегрировали культурное, духовное цивилизационное ядро, но и материализовали интеллектуальные преимущества в технологическом прорыве, конкурентоспособной продукции и эффективной экономике.

3. Ряд авторов вновь обращаются к «стратегии прорыва». Не догоняя - обгонять в тех сегментах техники и технологии, где это возможно. Это основа долгосрочной стратегии.

Каковы факторы интеграции восточнославянской цивилизации?

Большинство авторов отмечают, что пока еще есть шансы на сохранение и последующее возрождение евразийской (и восточнославянской) цивилизации. Основания:

- природные ресурсы,

- народ с пока еще мощной интеллектуальной базой, образованными кадрами,

- научный и технологический фундамент (Россия, Беларусь, Украина были

наиболее развитым научно-промышленным регионом в СССР);

- смена поколений экономических, политических, культурных лидеров.

Самые большие надежды - на социокультурные факторы, под которыми понимается совокупность элементов духовной жизни общества, сферы духовного воспроизводства:

науки, которая имеет единые исторические корни на всем пространстве восточного славянства;

культуры, имеющей единые историко- генетические корни и сохраняющей пока мощную интеллектуальную базу,

христианства изначально православного направления, а сейчас многоконфессионального, но скрепленного веротерпимостью;

менталитета, отрицающего фанатизм;

системы образования, которая в советские времена был признана одной из лучших как по результативности, так и по гуманистической направленности;

языка, который при всех различиях восточнославянских языков, сохраняет историческую память, немалую роль играет русский язык как интегрирующий социокультурную общность славян;

этики, которой изначально присущи (хотя сейчас находятся в жестоком кризисе) человеколюбие, толерантность, простота, доброжелательность, поиск нравственного идеала.

идеологии, которая формируется в условиях крушения коммунистической идеологии, потери идеалов и веры в будущее, с одной стороны, формирования идеалов постиндустриального общества, поиска новых интегрирующих идей, с другой. Эта пока еще слабая тенденция названа Питиримом Сорокиным позитивной моральной поляризацией, при которой постепенно появятся здоровые силы, ориентированные на отказ от культа войны и насилия, на бескорыстные акции одних индивидов по отношению к другим, на моральные факторы взаимопомощи, сотрудничества, симпатии и бескорыстной творческой любви, исключающей эгоистическое соперничество, ненависть и грубую силу.

Кроме того, наряду с дезингеграционными процессами, которыми сопровождается становление постиндустриальной эпохи (СФРЮ, СССР), к концу 21 в. явно развиваются интеграционные процессы (ЕС, Северная Америка). Они обусловлены объективными закономерностями глобализации и сопровождаются межэтническими и кросскультурными взаимодействиями.

Пока контуры движения восточнославянской цивилизации размыты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.