Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурирование познания




Определение познания.

Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

Познание – творческая деятельность человека направленная на получение достоверных знаний о мире. Оно понимается как процесс, деятельность, а знание – как продукт этой деятельности. Познание – специфическое человеческое отношение к миру. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, человек получает возможность предвидеть результаты своей деятельности и развития природных явлений.

Познание социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности.

Познание – это ценность культуры. Поскольку человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сегодня не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания об-во не может функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает таким образом для себя возможность творить. Познание, в отличие от других живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возможность творить. Стимулы и мотивация познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание познания как конструирования образов с помощью языка (например, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно).

Познание многообразно в своих проявлениях, в связи с чем возникает необходимость его структурирования.

Можно структурировать по-разному.

В диахронном срезе выделяют:

· Духовно-практическое познание – познание, вплетённое в фигуры человеческой практики, предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности. Человек получает информацию непосредственно действуя в мире (в рез получ знание-умение)

· Духовно-теоретическое – оперирование вербализированным знанием, представленным в теоретической форме.

В античности появляется духовно-теоретическое познание – наука (лучше сказать протонаука), которая начинает оперировать символами в отрыве от объектов, которые за ними скрываются. (Рецептурное знание других древних цивилизаций всегда оперировало символами в связи с объектами т.е. всегда знали что считали)

В синхронном срезе можно выделять по:

Ø предмету - познание может быть нацелено на: -природу, -общество, -внутренний мир человека;

Ø учитывая инструментарий и сам результат, выделяют философское, мифологическое, религиозное, научное, мораль, право и т.д.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.