Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему Ницше считают идеологом фашизма, какие его мысли были созвучны притязаниям нацистов?




Читайте также:
  1. Sf 15. Иррационализм в XIX веке. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, его программа
  2. V3: Основные направления современной политической и правовой мысли.
  3. А как же… Рид? — почему-то шепотом спросила Эра.
  4. АВИАКОМПАНИЯ CONTINENTAL МЫСЛИТ ПЕРСПЕКТИВНО
  5. Аномалии рефракции глаза. Причины аномалий. Какие линзы используются для коррекции различных аномалий.
  6. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
  7. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения
  8. Б.14-2. Модели управления как форма эволюции управленческой мысли.
  9. Б.9-2. Эволюция и основные достижения мировой управленческой мысли.
  10. Бессрочный аннуитет. Почему он имеет стоимость. Чему она равна.
  11. Билет 29 Основные идеи философии жизни (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше).
  12. Борьба папского Рима против инакомыслия еретиков.

Философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей. Особая тематика, стремление к провокации, неукротимая воля, афористичный стиль, перипетии, связанные с публикацией «Воли к власти» и эпистолярного наследия, — все это способствовало появлению противоречивых интерпретаций творчества Ницше.

Проповедника нацизма видел в нем, например, Лукач («Разрушение разума», 1954). Но нельзя забывать о тенденциозном вторжении в тексты со стороны его сестры, Элизабет Ферстер-Ницше, которая непременно хотела видеть брата духовным лидером национального возрождения немецкого народа. Как бы то ни было, но в общем контексте мысли Ницше «воля к власти» не отрицает гуманизма и не обосновывает «чистую расу сверхчеловеков». Сверхчеловек — не нацист, это философ, возвещающий появление нового человечества, того, которое захочет быть «по ту сторону добра и зла». Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, — поклонение государству.

Первым делом рассмотрим идею Ницше о сверхчеловеке.

Истолкованная, как хотелось идеологам фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Его сверхчеловек - это не фюрер, а его аргументы – не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше - это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”.

Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этим понятий сильной “расы” и слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал им аристократизм Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных натур”, а также то, что по Ницше “сильная раса” должна быть господствующей. Теоретики фашизма оправдывали свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. Сильная раса - это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья, строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ, по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем.



Очень пригодилось фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Как пишет Мельников Д., Ницше в своем труде “Так говорил Заратустра” воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам – не мир, а война”. Действительно, Гитлер мог вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы. Другой аспект проблемы, связанный с войной – это приписываемая Ницше жестокость, которую выводят обычно из донельзя затертой высказанной им формулы- “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я- я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Ни к чему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.

Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”. Но все дело в том, что этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через короткое время Ницше лишится рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного философа, которая после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично.

Хорошо известно, что основными постулатами идеологии фашизма явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Что говорит об этих понятиях Ницше? О национализме философ писал, что “у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то прусская”. Крылатый лозунг национализма - “Германия превыше всего” - Ницше считал концом немецкой философии. К славянам он относился с благосклонностью, отмечая даже, что “немцы вошли в ряд одаренных наций благодаря сильной примеси славянской крови”. Евреев же считал “самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы”.

Ницше не имеет прямого отношения к тому, что провозгласили нацисты, ссылаясь на этот великий ум.

18.Ф. де Ларошфуко утверждал: «Философия – это усложнение жизни в поисках ее простоты». В чем Вы видите справедливость этих слов?

Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.

Как мы любим все усложнять!

Нас учили в школе, что есть правильный способ решения и неправильный, третьего не дано. Вырастая, мы начинаем также решать свои жизненные задачи ищем единственно правильный способ решения, вместо того, чтобы искать лучший способ.

В жизни правильные ответы, решения зависят не от ЗАДАЧИ, а от решающего задачу человека, так как жизненные ситуации всегда уникальны.

Чем больше человек получил “знаний” тем больше он любит все усложнять: особенно это касается людей, которые читают много умных книг, но ничего не делают. Это те, кто любят все усложнять, годами пишут бизнес-планы, решаются сделать что-то, ищут решения своих однотипных проблем….

“Усложнять” – значит “уходить” от естественной простоты в природе, совершать лишние усилия, действия.

Все лишнее создает помехи, препятствия, трения, трудности, проблемы…

Все “лишнее” чуждо естеству человека, а также сути окружающего нас мира, в котором царят: простота, гармония, порядок, грация и красота…

Просто – не примитивно, а совершенно. Вся Вселенная создается и развивается в гармонии с законом “наименьших затрат энергии” – минимум необходимых затрат максимум полезного действия.

В простоте красота, проявление совершенства и цельности. Чем больше мы все усложняем, тем больше трудностей и проблем создаем сами для себя. Почему?

Потому что человек несоизмеримо больше энергии тратит на размышления, чем на действия.

Решение любой задачи или проблемы требует от нас именно действия.

Долго думать не значит понять суть чего-либо. Действовать без длительного размышления не значит не понимать сути.

Знание и действие неразлучны, но знание не всегда является результатом размышления, но всегда является итогом осознания.

Разум и интеллект – это разные вещи. Интелект – это социальное явление, разум – способности от природы.

Функция интеллекта – анализ. Функция разума – синтез. Поэтому, когда мы начинаем “подавлять” свой природный разум, т.е. способности творчески мыслить и действовать, мы все бесконечно усложняем.

Ищем решения своих задач и проблем, которые требуют от нас наибольших затрат сил, времени и других жизненных ресурсов.

Чем проще, тем меньше затрат, тем разумнее решение.





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6280; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.