Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности философии Древнего Китая




Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.

Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.

Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение ян и инь.

Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;

3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

5. 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

6. Смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов.

7. Возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте..

Школы:

В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводитсяпервая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:“сторонники учения об инь и ян” натурфилософы), “школа служилых людей”(конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов” (софисты), “школазаконников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” - даосистов.Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще четырьмя“школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”,собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы похарактеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имениоснователя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае, отношениемежду философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе двух основныхтенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзяпредставить эту борьбу в чистом виде.На ранних этапах развития китайской философии. Например даже во временаКонфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии невыражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания т его отношения кприроде, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую вовзглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержалисьзначительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и,наоборот, мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции,отдельным вопросам давали материалистическое толкование.Одно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопросо небе и первопричине происхождения всего сущего. В это время понятие небавключало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы ипервопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественногомира, “природы”, окружающего мира в целом.Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, поих представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и делагосударства, и все природные явления.От огромной роли неба в жизни древних китайцев, их вере в его могуществоговорят многие страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.Упадок господства наследственной аристократии выразился в упадке веры вовсесилие неба. Прежний чисто религиозный взгляд на небесный путь сталзаменятся более реалистичным взглядом на окружающую человека Вселенную -природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий составлял культпредков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства.Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе инебесной судьбе, в частности изложенные в “Ши цзин”. Однако в условиях широкораспространившихся сомнений о небе в VI в. до. н. э. конфуцианцы и их главныйпредставитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.) делали упор не на проповедьвеличия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой инеотвратимостью небесной судьбы.Конфуций говорил, что “все первоначально предопределено судьбой и тут ничегонельзя ни убавить, ни прибавить” (“Мо-цзы”, ”Против конфуцианцев”, ч. II).Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небеснойсудьбой, и даже подчеркивал: “Кто не признает судьбы, тот не может считатьсяблагородным мужем”.Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественногоповелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами.Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе,награждает, наказывает.Наряду с доминирующим религиозным взглядом небо у Конфуция уже содержалисьэлементы толкования неба как синонима природы в целом.Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно в 480-400 гг. до н.э., тоже воспринялидею веры в небо и его волю, но эта идея получила у него иную интерпретацию.Во-первых, воля неба у Мо-цзы познаваема и всем известна - это всеобщаялюбовь и взаимная выгода. Судьбу же Мо-цзы отвергает в принципе. Такимобразом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер: отрицаниепривилегий господствующего класса и утверждение воли простолюдинов.Мо-цзы попытался использовать оружие господствующих классов и даже суеверияпростых людей простых людей в политических целях, в борьбе противгосподствующего класса.Моисты, подвергнув ожесточенной критике взгляды конфуцианцев на небеснуюборьбу, вместе с тем рассматривали небо как образец для Поднебесной.В высказываниях Мо-цзы о небе сочетаются перижитки традиционных религиозныхвоззрений м подходом к небу как явлению природы. Именно м этими новымиэлементами и в толковании неба как приоды моисты связывают дао как выражениепоследовательности изменений в окружающем человеке мире.Ян Чжу (VI в. до. н. э.) отверг религиозные элементывзглядов кофуцианцевранних моистов на небо и отрицал его сверхъестественную сущность. На сменунебу Ян Чжу выдвигает “естественную необходимость”, которую он отождествляетс судьбой, переосмысливая первоначальное значение этого понятия.В IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническая концепция,связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями - усин.Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями:взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такуюпоследовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; деревопорождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металлпорождает воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность началс точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево,земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.Еще в VI-III вв. до н. э. сформулировался ряд важных материалистическихположений.Эти положения сводятся:1) к объяснению мира как вечного становления вещей;2) к признанию движения неотъемлемым свойством объективно существующего реального мира вещей;3) к нахождению источника этого движения в пределах самого мира в видепостоянного взаимостолкновения двух противоположных, но взаимосвязанныхестественных сил.4) к объяснению смены многообразных явлений как причиной закономерности,подчиненной вечному движению противоречивых и взаимосвязанных субстанционныхсил.В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба иприроды развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин”рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небообразуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.“Функция неба” - это естественный процесс возникновения и развития вещей,входе которого рождается и человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает каксочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и душучеловека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и его душаявляются результатом естественного развития природы.В самой резкой форме высказывается философ против лиц, восхваляющих небо иждущих от него милостей. Ни какого влияния на судьбу человека небо оказать неможет. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей своим трудомстремится покорить природу воле человека.Так шло становление взглядов древнекитайских философов о природе,происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложнойборьбе элементов естественно научных, материалистических идей с мистическимии религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайнеслабое естественнонаучное обоснование объясняется прежде всего низким уровнемпроизводительных сил, а также неразвитостью социальных отношений.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.