Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой валютный рынок




30.

Страховой рынок России Проводимые исследования сущности и закономерностях реализации страхового рынка позволяют сделать следующие выводы: 1. Рассмотрен категориальный и терминологический аппарат изучаемой проблемы с точки зрения его экономической сущности. Уточнена формулировка экономической категории страховой рынок, которая в авторской трактовке представлена как определенная сфера экономических отношений, регулируемая государством, возникающая по поводу реализации особой услуги - страховой защиты, являющаяся источником удовлетворения страховых интересов одних экономических субъектов - страхователей, а также средством получения материальной выгоды другими экономическими субъектами - страховщиками, страховыми посредниками и организациями страховой инфраструктуры. Страховой рынок является логическим результатом эволюции страховых отношений обусловленной процессом развития общественного производства. Страховые отношения при этом рассматриваются как особый вид экономических отношений возникающих в процессе трансформация из производственных отношений с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства материальных благ и услуг. Экономическое содержание страховых отношений является определяющим элементом объясняющим постановку проблемы данного научного исследования в контексте экономической теории. Сущность экономической категории страхового рынка заключается в специфических функциях по удовлетворению индивидуальных и общественных интересов, реализуемых через особый тип экономических отношений (страховых отношений), в форме характерного продукта (страховой услуги), предоставляемого специализированными страховыми организациями на коммерческий основе в условиях рыночной среды. Снижая угрозу капитальным ресурсам, связанную с утратой любых материальных ценностей в процессе производства продукции, работ или услуг, а также решая проблему защиты трудовых ресурсов общества, угроза которым выражается, главным образом, в виде нанесения ущерба жизни, здоровью и трудоспособности человека, страховой рынок выступает как элемент рыночной инфраструктуры, реализующий важные функции обеспечения реализации экономических интересов субъектов рыночной экономики путем стабилизации процесса общественного производства, формированием необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Как элемент инфраструктуры, страховой рынок находится в органичной взаимосвязи с другими институтами (фондовый рынок, банковская система), обслуживающими рынок и выполняющими определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. В то же время уникальность страхового рынка заключается в том, что он является многофункциональным и способен выполнять, как функцию страховой защиты имущественных интересов предприятий и граждан, так и решать многие макроэкономические задачи государства. К примеру, страховой рынок снижает нагрузку на расходную часть бюджета, возмещая ущерб, нанесенный государству, предприятиям, гражданам вследствие природных и техногенных катастроф и происшествий и освобождая от этих платежей государство, соответственно, уменьшая дефицит государственного бюджета и создавая возможности для направления освободившихся финансовых ресурсов на социальные и иные важнейшие государственные программы. Содействует социально-экономической стабильности в обществе, являясь неотъемлемым элементом системы социальной защиты населения за счет реализации социально важных видов страхования, таких как дополнительное пенсионное страхование, долгосрочное страхование жизни, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и ряда других. Особое значение имеет инвестиционный потенциал страхования. Страховой бизнес является как объектом инвестиций, так и их источником. Повсюду в мире страховые компании располагают немалыми финансовыми, организационными и интеллектуальными возможностями. Инвестиции страховых компаний оказывают стабилизирующее влияние на экономику и фондовый рынок, являются одним из факторов экономического роста. Фактически под инвестициями страховщиков нужно понимать, только, размещение ими своих резервов, созданных для обеспечения предстоящих выплат, иметь самостоятельный непрофильный бизнес страховым компаниям запрещается. Но даже в данном аспекте о масштабах инвестиционного потенциала страховщиков можно судить по совокупному размеру резервов 150 крупнейших компаний, который составлял порядка 1.2 млрд. долл. на начало 2000 г. После августовского кризиса 1998 г., когда резко возросла инвестиционная привлекательность реального сектора экономики России, у отечественных страховщиков не оказалось финансовых активов для работы в нем. Источником же последних, является долгосрочное накопительное и негосударственное пенсионное страхование, которое не получило развития из-за недостатка доверия населения к российским финансовым институтам вообще и страховым компаниям, в частности. В результате, если в России отношение инвестиций страховщиков к ВВП в 2001 г. составило не более 1,1%, то в странах ЕС этот показатель достиг 53,9%. По подсчетам Центра страховых исследований Интерфакса, от инвестиционной деятельности российские страховые компании получают до 20% своего дохода. С точки зрения высокой социальной ответственности участников страхового рынка, обосновано, что разумное государственное регулирование на макро и микро уровне, является объективным условием успешной реализации заложенных в экономической категории страховой рынок функций. 2. На основе системного подхода к исследованию эволюции страховых отношений, выявлены причинно-следственные связи объясняющие особенности реализации экономической категории страховой рынок. Выделяют три основные сложившиеся в процессе общественно-исторического развития формы реализации страховых отношений: государственное страхование, как некоммерческая форма реализации страховых отношений; страховой рынок, как форма реализации страховых отношений на коммерческой основе и взаимное страхование, как форма реализации страховых отношений на основе общности интересов экономических субъектов. Возникновение конкретной формы организации страховых отношений напрямую зависит от действующей на данный момент в обществе системы хозяйствования. В экономике смешанного типа создаются уникальные условия для реализации страховых отношений через все три представленные выше формы, которые, взаимодействуя друг с другом, способны наилучшим образом обеспечить защиту, как индивидуальных, так и общественных интересов за счет образования принципиально новой системы страховой защиты имущественных интересов - национальной системы страхования. При этом, наибольший удельный вес в плане выполняемых функций в национальной системе страхования будет иметь, безусловно, коммерческая форма реализации страхования, т.е. страховой рынок. Реализация механизма страхования в форме страхового рынка представляется как определенный вид экономической деятельности, которую принято называть страховой. Под страховой деятельностью понимают целенаправленную деятельность отдельных субъектов страхового рынка (страховщиков), направленную на предоставление услуг по организации страховой защиты от последствий наступления тех или иных негативных событий индивидуальным институциональным единицам, подверженным факторам риска. С данной точки зрения, страховой рынок представляет организованную деятельность по удовлетворению объективной потребности общества в защите от случайных негативных обстоятельств. Страховая услуга, в свою очередь, и является тем особым продуктом, который реализуется на страховом рынке потребителям. Наличие характерного продукта является главной особенностью экономической категории страховой рынок. 3. Раскрыт содержательный аспект категории страховой рынок через исследование его институциональной структуры, первичным звеном которой является страховое общество или страховая компания. По степени развития данного звена можно судить о том состоялся рынок страхования как целостная система или нет.

31 Валютная система промышленно развитых стран охватывает не только денежно-расчетные отношения между ними, но и в значительной мере внутреннее денежное обращение. Мировая валютная система из стихийно функционировавшей, основанной на золотом стандарте системы, постепенно становилась целенаправленно регулируемой, опирающейся на бумажно-кредитные деньги. Причем ее развитие повторяет—с разрывом в несколько десятилетий — основные этапы истории национальных денежных систем. Так, во внутренней экономике денежные системы прошли эволюцию от золотомонетного стандарта к золотослитковому и золотодевизному, а от него — к бумажно-кредитному обращению, в рамках которого решающая роль переходит к кредитным средствам.

На мировой арене аналогичная ситуация наблюдалась позднее в специфических формах. Здесь никогда не было золотомонетного стандарта, золотослитковый стандарт существовал на протяжении нескольких столетий; наряду с золотом постепенно развивались вспомогательные кредитные деньги в виде векселей, чеков и других международных долговых обязательств. Однако к началу XX в. такая валютная система перестала отвечать новым условиям международных экономических отношений. Одна из наиболее характерных черт этого периода — экспорт капитала — вступила в противоречие с новыми формами золотого стандарта1 мировой валютной системы. Кроме того, запасы казначейского золота стали сосредотачиваться в казне наиболее быстроразвивающихся стран. Потребовалась новая, менее стихийная, более управляемая валютная система. Во второй половине 30-х гг. на смену разновидностям золотого стандарта пришло бумажно-кредитное обращение, дающее государству возможность использовать эмиссионный механизм в качестве инструмента экономического регулирования.

Вторая мировая война привела к новому перераспределению золотых запасов: около 4/5 всех государственных запасов золота сосредоточилось в США. Доминирование доллара в мировой валютной системе означало, что золотодевизный стандарт принял форму золотодолларового.

Это обстоятельство было официально закреплено в июле 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США), где были заложены основы послевоенной мировой валютной системы.

Принципы ее заключались в следующем:

♦ золото признавалось основой мировой валютной системы;

♦ роль основных валют, представляющих золото в международных расчетах и в инвалютных резервах, была отведена доллару и фунту стерлингов;

♦ устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, а через него — к золоту и друг к другу;

♦ для регулирования мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

♦ была провозглашена задача отмены системы валютных ограничений и восстановления конвертируемости национальных валют.

Построенная на этих началах послевоенная мировая валютная система позволила ликвидировать хаос в сфере международных валютно-финансовых отношений.

 

var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;

Однако противоречивость Бреттонвудской системы — между стихийно-рыночным началом (золотом) и целенаправленно регулирующим долларом как основной резервной и расчетной валютой привела к следующим последствиям:

♦ разрыву между неизменной ценой золота в 35 долл. за 1 тройскую унцию и растущими ценами товаров и услуг;

♦ гигантскому вывозу капиталов из США (с 1957 по 1971 г. в форме прямых инвестиций на сумму 54,2 млрд долл.);

♦ огромным военным расходам за рубежом;

♦ увеличению дефицита платежного баланса США (с 1953 по 1972 г. — 69 млрд долл.);

♦ отрыву реального курса доллара от его золотого паритета.

Кроме того, во второй половине 60-х гг. Западная Европа и

Япония вдвое превзошли США по размерам золотого запаса и объему экспорта. В результате перестала существовать даже та общеэкономическая основа, на которой держался золотодевизный стандарт, опирающийся на единственную ключевую валюту — доллар. Расстройство золотодолларового стандарта выражалось в массовых «сбросах» доллара на валютных рынках в форме «валютных лихорадок».

Поэтому с 1970 г. в рамках МВФ для стран — членов фонда были введены специальные права заимствования (СДР), предназначавшиеся для пополнения их валютных резервов. СДР выполняет ряд функций мировых денег. Они распределяются пропорционально квоте стран в МВФ, поэтому основная их часть (от 2/3 до 3/4) приходится на промышленно развитые страны и 1/4 на развивающиеся. Первоначально курс СДР определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США, затем по валютной корзине сначала 16, а теперь 5 основных национальных валют. СДР постепенно превращаются в главное резервное средство мировой валютной системы.

В этих условиях США провели две девальвации доллара — в 1971 и 1973 г., в результате чего официальная цена золота возросла с 35 долл. до 42,22 долл. за тройскую унцию. К этому времени большинство правительств промышленно развитых стран сняли с себя ответственность за поддержание курса своей валюты в определенном соотношении с ее долларовым паритетом и перешли на режим плавающих курсов. С 1973 г. золото продается и покупается по ценам, складывающимся на специальных рынках золота, и цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на мировую валютную систему.

В такой ситуации остро встал вопрос о реформировании международных валютных отношений. В январе 1976 г. сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, означавших официальную реорганизацию мировой валютной системы (Ямайское соглашение 1976—1978 гг.). Изменения в механизме валютных отношений вступили в силу с 1 апреля 1978 г. и состояли в следующем: была отменена официальная цена золота (1/3 золотого запаса МВФ ликвидировалась путем продажи 1/6 этого запаса на открытых аукционах и возвращения еще 1/6 запаса странам — членам фонда); СДР были официально превращены в главный резервный актив мировой валютной системы.

Узаконивалась система плавающих курсов валют. Страны — члены фонда могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой-либо другой иностранной валюте (но только не в золоте). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран-участниц по согласованию экономической политики.

Сложившаяся валютная система соответствовала во многом изменившимся условиям мирового хозяйства в 70-х гг.

В 1992 г. Россия вступила в члены МВФ. На сессии МВФ и Всемирного банка в Гонконге (сентябрь 1997 г.) было утверждено решение о дополнительном выпуске СДР. (До сих пор выпуск СДР предпринимался дважды с распределением пропорционально квотам стран в МВФ — в 1970—1972 и 1979— 1981 гг.). Сумма эмиссии составит 21,4 млрд СДР, что соответствует примерно 28,9 млрд долл. Россия согласно национальной квоте в МВФ получит 1,7 млрд долл. в виде СДР.

32 Во всемирном хозяйстве постоянно перемешается денежный капитал, формирующийся в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Эти потоки отличаются единством формы (обычно в денежной форме, в виде финансово-кредитных инструментов) и места (рынок). Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Движение мировых финансовых потоков осуществляется через банки, специализированные финансово-кредитные институты, фондовые биржи.

В результате конкуренции в мире на базе ведущих национальных рынков сложились тринадцать мировых финансовых центров – Нью-Йорк, Лондон, Токио, Париж, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Бахрейн и т.д. Это центры сосредоточения банковских и финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитно-финансовые, фондовые операции, сделки с золотом.

Движение мировых финансовых потоков происходит через следующие основные рынки.

Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85-95% валютных сделок производятся на межбанковском рынке. Валютные биржи на Западе сохранились лишь в отдельных странах и играют скромную роль. Специфика России заключается в том, что определенная часть валютных сделок осуществляется на восьми валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже. Однако межбанковский рынок постепенно оттесняет биржевой валютный рынок. При валютных ограничениях (например, в России) требуется лицензия на проведение валютных операций.

Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы, особенно телеграфные (банкноты – только при обмене валют).

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. Ряд банков испытывает затруднения и терпит банкротство из-за потерь в валютных операциях.

Мировой кредитный рынок – специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента, где формируются спрос и предложение на заемный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок – часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит взаимный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг.

Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, принадлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, доллары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).

Рынки золота – специальные центры торговли золотом, где производится его регулярная купля-продажа по рыночной цене.

Таким образом, сложился круглосуточно функционирующий интернациональный рыночный механизм, управляющий мировыми финансовыми потоками.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип "взвешенных" голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США – 17,7%, страны ЕС – 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% – СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% – национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

· содействие сбалансированному росту международной торговли;

· предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

· отмена валютных ограничений;

· межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

· лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

· фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции "экономики предложения" и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР – содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов – Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

 


33. Виды балансов международных расчетов. Платежный баланс страны и принципы его составления

Баланс представляет собой соотношение между доходами и расходами. Баланс — количественное выражение отношений ме­жду сторонами какой-либо деятельности, которые должны урав­новешивать друг друга. Все мирохозяйственные связи страны от­ражаются в различных балансах международных расчетов. Ба­ланс международных расчетов — статистическая отчетность, отражающая соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.

Существует два вида балансов Международных расчетов:

1. Расчетный баланс — соотношение финансовых требований и обязательств данной страны по отношению к другим странам, возникших в результате ее внешнеэкономических связей, незави­симо от сроков наступления платежа.

Иными словами, в расчетный баланс включаются как пога­шенные, так и непогашенные платежи. Подобная ситуация воз­никает потому, что сегодня торговля товарами и услугами часто осуществляется в рассрочку или на основе кредита. В связи с этим требования данной страны возникают в результате экспорта товаров и услуг и предоставления кредитов, а обязательства — в связи с импортом товаров и услуг и получением кредитов.

Сальдо платежного баланса характеризует международную расчетную позицию страны. Активное сальдо расчетного баланса показывает, что страна является кредитором, т. е. ее требования превышают обязательства. Пассивное сальдо расчетного баланса показывает, что страна является должником, т. е. ее обязательст­ва превышают требования.

2. Платежный баланс — стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношения платежей за границу и поступлений из-за границы.

Платежный баланс в отличие от расчетного включает только оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг; фактически про­изведенные поступления и платежи; реально полученные или выданные кредиты и инвестиции. Платежный баланс — наибо­лее распространенный вид балансов международных расчетов, так как наилучшим образом отображает состояние внешнеэко­номических связей страны за какой-либо период. Он дает коли­чественную и качественную характеристику внешнеэкономиче­ской деятельности страны, ее участия в мировом хозяйстве.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV в. Сам термин «платежный баланс» был введен шот­ландским экономистом ХVIII в Дж. Стюартом. Практически все видные представители экономической науки отдали дань про­блеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов.

К началу XX в. методы составления платежного баланса были наиболее подробно разработаны в Англии и США. На базе английских и американских разработок Лига Наций, а затем МВФ стандартизировали методики составления платежных ба­лансов для всех стран. Первая редакция «Руководства по состав­лению платежного баланса» была выпущена в 1948 г. Методоло­гической основой составления платежного баланса большинства стран мира в настоящее время является пятое Руководство МВФ по платежному балансу, изданное в конце 1993 г.

В основу составления платежного баланса положены следую­щие принципы.

• Охват всех внешнеэкономических операций за определен­ный период. Это означает, что в платежном балансе отражают­ся все экономические операции, осуществленные за определен­ный отрезок времени между резидентами данной страны и не­резидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. Платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на то­вары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.

Как уже было отмечено, международные сделки осуществля­ются юридическими и физическими лицами, которые могут быть резидентами либо данной страны, либо других государств. Рези­денты страны — физические лица, имеющие постоянное место жительство в данной стране, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством данной страны, с местонахождением в данной стране. Фирма является резидентом той страны, где она зарегист­рирована и находится, а не тех стран, где осуществляет свои опе­рации. Аналогично, физическое лицо, находящееся за границей и осуществляющее какие-либо сделки, не перестает быть рези­дентом страны постоянного проживания. Нерезиденты — физи­ческие лица, имеющие постоянное место жительства за предела­ми данной страны, в том числе временно находящиеся в данной стране; юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пре­делами данной страны.

• Метод двойной бухгалтерской записи. Каждая внешнеэко­номическая операция, подлежащая включению в платежный ба­ланс, заносится в него дважды. Всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов — в кредите пла­тежного баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответ­ствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус». Кредитовая сторона соответст­вует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее циф­ры сопровождаются знаком «плюс».

• Агрегирование, т. е. укрупненное представление об опера­циях страны. Платежный баланс отражает не индивидуальные, а агрегированные международные сделки. В ходе составления платежного баланса многочисленное количество международ­ных сделок, совершаемых разными экономическими агентами, определенным образом классифицируется и сводится воедино в отдельные статьи.

34. Валютным рынком называется система экономических отношений между банками, а также между банками и их клиентами по поводу купли-продажи иностранной валюты.

Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством соответствующего иностранного государства.

Безналичная иностранная валюта — средства в виде записей на банковских счетах в денежных единицах иностранного государства.

Сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются, во-первых, между двумя уполномоченными банками (это значит, что ЦБ выдал им лицензию на проведение банковских операций в иностранной валюте), во-вторых, клиентами банка, вступая во взаимоотношения с ним (банком).

Запрещено проводить операции по купле-продаже иностранной валюты минуя банки.

Исходя из юридического статуса участников валютного рынка, как банков, так и клиентов, различают резидентов и нерезидентов.

§ Резиденты — это физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и находящиеся на территории РФ.

§ Нерезиденты — это физические лица, постоянно проживающие за рубежом, и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и находящиеся на его территории.

Валютный рынок функционирует в двух сферах:

§ сделки совершаются на валютной бирже;

§ сделки по купле-продаже иностранной валюты совершаются на межбанковском валютном рынке, когда банки вступают в взаимоотношения минуя биржу.

Функции валютного рынка показывают значение валютного рынка для экономики:

§ обслуживание международного оборота (платежи) товаров, работ, услуг;

§ валютный рынок формирует валютный курс под влиянием спроса и предложения;

§ валютный рынок выступает как инструмент государства (ЦБ РФ) для проведения денежно-кредитной политики;

§ валютный рынок выступает как механизм для защиты субъектов экономики от валютных рисков и спекулятивных сделок.

Валюта — это денежные средства иностранных государств, национальные денежные средства, обслуживающие международные операции, а также межнациональные расчетные денежные единицы.

Для обозначения всех в совокупности иностранных для данного государства денежных и расчетных единиц применяется термин «иностранная валюта». Термин «валюта» не всегда используется в правовых документах. Поэтому национальное законодательство многих стран вводит термин «валютные ценности». Этот термин включает иностранную валюту в наличной и безналичной форме, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, в стандартных слитках). Обращение всех форм валютных ценностей регулируется валютным законодательством.

Валютное законодательство — это система национальных государственных законов об обращении, обмене, ввозе-вывозе иностранной валюты.

Валютные операции — это сделки с иностранной валютой на территории данной страны и за рубежом.

Термин «валютные операции» используется для обозначения всей совокупности сделок, при которых происходит изменение права собственности на валютные ценности. Необходимость в стандартизированной инфраструктуре, обеспечивающей обращение валютных ценностей, приводит к созданию валютных рынков.

Валютный рынок — это место, где осуществляется купля-продажа иностранной валюты.

Мировой валютный рынок — это особый, организационно оформленный механизм, обслуживающий и регулирующий отношения по переходу права собственности на валютные ценности на основе закона спроса и предложения.

Особенности мирового валютного рынка как отдельной структуры:

§ существование организационного механизма, обеспечивающего выполнение валютных операций. Этот механизм включает финансовую инфраструктуру (банки, биржи, брокерские компании) и принципы поведения участников мирового валютного рынка, зафиксированные в нормативных актах и правилах деятельности;

§ особенность мирового валютного рынка состоит в его способности обслуживать международную торговлю, международное движение капитала;

§ функционирование мирового валютного рынка основано на фундаментальных рыночных законах спроса и предложения. На мировом валютном рынке валюты разных стран становятся объектами международной рыночной оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.