Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, соотношение с государственным управлением




Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения:

® Конституция РФ не содержит определения.

 

® В литературе внимание акцентируется на разделении властей, на взаимоотношениях ветвей государственной власти, о сущности же говорится, что ее предназначение – это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), указывается также на подзаконный характер деятельности. Так, например, одно из определений:

Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.

 

® В литературе исследуется преимущественно системно-структурный аспект – органы, их система, полномочия и т.д. Этот подход и отражен в Конституции РФ, где в главе об исполнительной власти закрепляется статус Правительства РФ.

 

Особая точка зрения. К.С. Бельский предлагает в качестве отправной точки в исследовании данной проблемы использовать понятие функций как основных, ведущих направлений этого вида деятельности

1 группа – это функции-цели (то есть, для чего государству нужна исполнительная власть);

2 группа – это функции-направления деятельности и правовые средства их осуществления.

1 группа – функция охраны общественного порядка и общественной безопасности, регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан.

2 группа – нормотворческая, применение норм права, юрисдикционная.

.

Характерные черты исполнительной власти:

1) Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

Относительная самостоятельность может рассматриваться в двух аспектах:

организационном аспекте(как формируется)

функциональном аспекте (как функционирует).

Это означает также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.

 

2) Исполнительная власть – вид государственной власти.

Это означает:

- акты обязательны для всех;

- их исполнение обеспечивается государственным принуждением;

- осуществляется уполномоченными субъектами государства;

- в формах, опосредованных правом и установленных государством.

 

3) Главное предназначение, цель – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

 

4) Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве.

5) Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности.

6) Непрерывность функционирования.

7) Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

8) Подзаконный характер.

9) Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

10) Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

11) Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

12) Содержание исполнительной власти образует система определенных функций:

® Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на основе полученных данных.

® Планирование – определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов.

® Организация – формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры, определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей.

® Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание.

® Руководство – определение общего направления поведения объектов, постановка целей.

® Оперативное распорядительство – издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

® Координация – согласование деятельности различных объектов.

® Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному.

® Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.

Соотношение с гос. управлением:

Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление».

Итог дискуссии: к онституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.

 

Козлов Ю.М.: исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – категория организационно-правовая. Более того, государственное управление – понятие более широкое, чем понятие «исполнительная власть», в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление (иные органы государства, администрация государственных организаций).

 

Тихомиров Ю.А.: также акцентирует внимание на том, что понятие государственного управления шире, чем деятельность исполнительной власти. Кроме управления автор добавляет новые понятия: публичный интерес, регулирование, участие и защита.

Гос. управление в узком смысле понимается как организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

Вопрос № 3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.