Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов




Литургическое почитание св. икон и св. мощей.

Указания о священнодействиях

22 – О порядке и времени каждения.

23 – Об отъятии завесы и открытии царских врат.

24 – О времени зажигания свечей в праздничные дни.

25 – То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл. 26-33).

В последующие века (после VIII в.) календари отмечают не только памяти отдельных святых, то есть дни мученической кончины, но и обретение их мощей или перенесение их из одного города в другой и т. п.

[Выдержка из Помазанского о труде Шмемана]

Шмеман пишет: «В раннем предании мученик или святой есть, превыше всего и прежде всего, свидетель новой жизни и поэтому образ Христа»... Чтение мученических актов в первохристианской Церкви имело целью «показать присутствие и действие Христа в мученике, то есть присутствие в нем «новой жизни», а не в том, чтобы прославить святого... Но в новом ходатайственном восприятии святого центр тяжести перемещается. Святой есть ходатай и помощник... чествование святых включается в категорию праздника», с целью «приобщить верующих священной силе данного святого, его особой благодати... Святой присутствует, и как бы является в своих мощах или иконе, и смысл его празднования в том, чтобы через восхваление его и прикосновение к нему получить освящение (?), что и составляет, как мы знаем, главное содержание мистериального литургического благочестия».

Помазанский: Сделаем лишь краткие замечания. Чествование святых включается в категорию праздников потому, что в святых прославляется Христос, о чем постоянно и ясно говорится в песнопениях и в других обращениях к ним; ибо святыми исполнен завет апостола: «да вселится в вас Христос». Прикасаемся мы к иконе святого или к мощам, – руководимые не расчетом получить освящение от них или некую силу, особую благодать, а естественным желанием выразить действием свое почитание, свою любовь к святому.

 

Тайна времени, его таинственная природа: время течет только вперед, с другой стороны, время циклично. Оно связано с существованием нашего тварного мира, конец света называют иногда «концом времен», когда времени уже не будет. Это яснее чувствуется в устроении богослужебного времени, в том, как время астрономическое включено в богослужебное время, преображено в нем. Богослужение времени, образованное кругом служб связано с Евхаристией. Евхаристию нельзя включить в этот круг, его суть не временная, а вечная. Оно неким образом «сопрягается» с богослужением времени, привходит в него, вечно является нам во времени. Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава. Устав регулирует, создает формы вхождения вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. Богослужение времени генетически связано с богослужением ветхозаветным: богослужебная жизнь апостолов была двойственной – богослужение храмовое (богослужением времени) и Евхаристия – соединение двух неравнозначных, несравнимых частей богослужения.

В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения. Второй круг – седмичный. Третий круг – годовой. Службы суточного круга в порядке их следования: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы. Суточное богослужение – это основа всего богослужения, канва, на его основе строится богослужение.

Уже в древних источниках (до IV века) выделялось особое время для молитвы: утро, третий, шестой, девятый часы (часы – по восходе солнца), вечер и ночь или полночь. Утро –вспоминать Воскресение Христово: как люди узнали утром о Воскресении Христовом (св. Киприан Карфагенский) или вспоминать о просвещении Божием. Его тема – переживание пришествия Мессии («Бог Господь…»). Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый – время крестной смерти Спасителя. Вечер традиционно был временем молитвы, вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце, с др. стороны его тема чаяние Израиля, ожидание Спасителя. Богослужебный день начинается с вечера.

Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое; полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. Часы могут быть «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы («трипсалмные», но состав этих псалмов другой, с особыми тропарями, прокимнами, паримиями, Апостолом, Евангелием), часы пасхальные – «беспсалмные» (не читаются, а поются; 1=3=6=9). Дневной круг богослужения восполняется седмичным. Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Вечеpнее богослyжение состоит из тpех слyжб: девятого часа, вечеpни и повечеpия. Утpеннее богослyжение – также из тpех слyжб: полyнощницы, yтpени и пеpвого часа. Дневное богослyжение состоит из тpетьего и шестого часов, а также из чина изобpазительных. Если в этот день совеpшается Божественная литypгия, то она также совеpшается после шестого часа.

Неизменяемый материал служб суточного круга (он в основном библейский, т.е. взят из книг Ветхого и Нового Завета) находится в книге Часослов.

1) Богослужебный день начинается с вечера. «И был вечер и было утро, день един» (Быт. 1)

Вечерня – совершается перед заходом солнца

Повечерие – сразу после заката (примерно через 40 мин, после трапезы)

Полунощница – на Афоне совершается в 3 часа ночи

Утреня – начинается с рассветом

1 час – на рассвете

3 час – в 9 часов утра

6 час – за 9-м часом

Литургия или чин изобразительных – завершает суточный круг, до полудня.

9 час – совершается перед вечерней следующего астрономического дня (читается тропарь уходящего дня).

2) Службы суточного круга:

● Вечерня – великая (всеношн.бд. и при полиелейной утрени), вседневная, малая (будни при полиелее, без бдения)

● Повечерие – великое (1-4 день 1-ой недели В.П., в Рождество и Богоявление, пн., вт. Страстной) и малое (ср. чв. Страстной)

● Полунощница – будничная, субботняя, воскресная (при всенощном бдении)

● Утреня – полиелейная, будничная, славословная

● Часы – трехпсалмные (обычные) – 1, 3, 6, 9.

а) Цаские (в Рождество и Вел.Пятницу),

б) Пасхальные (всю Светлую)

в) Великопостные

Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.

Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.

Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.

Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.

Если совершается литургия, то чаще всего она совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)

Богослужебный день начинается с вечера, продолжается через утро и завершается днем («и был вечер, и было утро: день един»). Сначала служится, перед ней 9-й час, по­сле вечерни – повечерие и полунощницу, затем утреню, первый, третий, шестой час и литургию.

3) Часослов – название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове нахо­дится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослуже­ния. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Это книга для чтецов и певцов, в ней содержатся неизменяемые службы суточного круга:

1. Полунощница: будничная, воскресная, субботняя

2. Вечерня: великая, вседневная

3. Кафизма 17: «Блаженны непорочные»

4. Тропари

5. Последование общего молебна

6. Часы: 1, 3, 6, 9, изобразительные

Часослов построен не в соответствии с логикой богослужебного дня, а с логикой дня астрономического, потому первая, указанная служба – полунощница.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.