Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указания о священнодействиях




Указания о некоторых песнопениях

Указания о вседневной службе

Тогда малая вечерня оставляется, а вечерня, повечерие и утреня совершаются отдельно в обычное время.

8 – О времени совершения Литургии: в неделю, в праздники великие, средние и малые.

9 – Указания о вседневной вечерне, утрене и Литургии.

10 – О чтениях и Толкового Евангелия на Утрене после кафизм.

11 – О пении канонов в седмичные дни.

12 – Указания о субботней службе при пении «Бог Господь» и нет полиелея.

13 – То же, при пении «Аллилуия». Заупокойная служба.

14 – Заупокойная служба («большая панихида»).

15 – Указ о субботней службе при пении «Бог Господь» при совпадении полиелея или бдения.

16 – О светильных на утрене: см. также в конце Октоиха

17 – О стихословии Псалтири: см. гл. 5, первое «Зри»

18 – О стихословии песней Священного Писания «Поем Господеви» и «Господеви поем», которые положено петь на утрене перед тропарями канонов.

19 – О катавасии (с 25.8 по 21.9 – Крест начертав Моисей).

20 – О пении «Честнейшей» после 8-й песни канона.

21 – О пении изобразительных и антифонов праздничных и вседневных.

22 – О порядке и времени каждения.

23 – Об отъятии завесы и открытии царских врат.

24 – О времени зажигания свечей в праздничные дни

25 – То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл. 26-33)

26 – О времени стояния в храме с жезлами

27 – Правила для канонарха

28 – О бесчинных воплях

29 – При каких священнодействиях надо свеять с открытыми головами

30 – О разговорах в храме, о вхождении и нахождении во время службы

31 – О будильнике.

Далее в главах, начиная с 32, говорится о трапезе и посте (напр. гл. 32-33 – указания для всех христиан, 35-36 – о трапезе монашеской), а также о жизни монашествующих вообще (гл. 37-46).

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (47-51 гл.)

содержит доследования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех неподвижных и подвижных дней в году.

47 гл. – о знаках, обозначающих праздники: великие: сред­ние и малые.

48 гл. Типикона носит название «Месяцеслова» потому, что она содержит последования на числа всех двенадцати меся­цев – для всех праздников, дней предпразднества, попразднств, отданий праздников и памяти святых, службы которым находятся в Месячной Минее.

Месяцеслов начинается 1-м числом сентября и кончается августом. В «Месяцеслове» помещены также и «Марковы главы», т.е. статьи, написанные иеромонахом Марком, которые указывают, как отправлять службу, если случатся праздники Богородицы или попразднества и отдание всякого двунадесятого праздника в воскресение, или если подобные праздники случатся в дни пения Триоди Постной или Цветной.

49 глава содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и для самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.

50 глава (Пентикостарион, т.е. Пятидесятница) содержит последования для дней, начиная от св. Пасхи до недели Всех Святых.

В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницей.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (52-60 главы)

есть как бы дополнение к 1 и 2-й части его.

В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии.

В следующих главах печатаются самые песнопения, на которые указывается в 52 главе.

Так, в 53 главе содержатся воскресные песнопения, а именно: воскресные опустительные тропари всех восьми гласов с богородичными их, ипокои, кондаки, а также прокимны на утрене перед Евангелием и на Литургии и аллилуарии.

В 54 главе содержатся столпы евангельские, ІІ-ть воскресных экзапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир.

Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии, в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которого будет в этом столпе известная неделя, который глас должен быть пет в ней и какое по счету читать утреннее Евангелие.

С 55 до 57 гл. содержатся краткие песнопения дли седмичных дней.

В 55-й главе находятся отпустительные тропари, кондаки и светильни, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.

В 57-й главе отпустительные Богородичные и Крестобогородичны на 8 гласов, которые поются в течение всего года на вечерне, на утрене на «Бог Господь» и в конце утрени.

В 58 гл. помещены троичны песни и светильны на 8 гласов. (Если на утрене поется «Аллилуиа», а не «Бог Господь», то после «Аилилуиа» поются не тропари, а троичны гласа, и по 9-й песни особые светильны).

В 59 и 60 гл. изложены прокимны, Апостолы (т.е. указа­ния на зачала), аллилуарии, Евангелия (указания на зачала) ипричастны (общие, святым) (гл. 59) и «на всякую потребу» (гл. 60).

ВТОРОЙ ОТДЕЛ ТИПИКОНА

составляют «Храмовые главы». В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другим праздником в один и тот же день.

Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположе­ны так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

сперва (с 1 до 25-й) находятся главы о праздниках, какие быва­ют во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до не­дели Мытаря и Фарисея.

Потом (с 25 до 48 гл.) – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди, и наконец (с 48 по 58 гл.) — о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

59 гл. – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Гос­подские и Богородичные праздники. 60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.

А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Прило­жение с тропарями святых, службы которых содержатся в Допол­нительной Минее.

ПАСХАЛИЯ (краткие сведения)

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.

В древние времена величину года измеряли 12 лунными месяцами. Весь лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца, египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.

В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными Риму. И в 325 году по Рождестве Христовом на 1-м вселенном Соборе юлианский календарь был положен в основание пасхальных вычислений.

Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29 суток. Год этот, в отличии от обыкновенных, или простых лет, называется високосным годом.

Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория VIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее время отвратить это перемещение равноденствия.

Было постановлено отбрасывать от каждых 400 лет по 3 дня, т.е. в продолжение четырех столетий аннулировать три високос­ных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским) стилем достигла примерно 13 дней.

ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ

В продолжение первых двух веков после Рождества Христо­ва Церковью установлено строго определенное время празднова­ния христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни неде­ли, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскре­сения Спасителя. В Риме и других Церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми от­цами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху пос­ле Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием».

ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ

В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основа­ние, эпакта, ключ границы.

Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года.

С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к Пасхалии, – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В па­мять императора, даровавшего христианской вере полную свобо­ду, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, че­рез который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.

Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются.

Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место.

Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни.

Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 году, все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца).

Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случились 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРИ опре­делении дня Пасхи эпакта не имеет значения.

Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. меж­ду 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом опре­деление дня празднования св. Пасхи и зависящих от него под­вижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудей­ская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Нарушение этих соборных поста­новлений с времени празднования св. Пасхи категорически за­прещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Римской церкви папой Григорием ХIII, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические прави­ла празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календа­рем, между тем как у Григорианского календаря эта согласован­ность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому ка­лендарю.

Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Сле­дованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празд­нования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и вре­менами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырь­мя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в граждан­ском счислении будет относиться не к этому, а к предшествую­щему году.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.