Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая Суббота




В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместо с тем предуказывается и славное Воскресение Христово. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи: «Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душою яко яог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

Совершаемые в этот день богослужения: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти...» и на «И ныне» – «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами. «Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» и совершается каждение всего храма. После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «ВОЛНОЮ МОРСКОЮ».

Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники – только в фелонь и епитрахиль. По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает: «зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог,верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектений поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, (на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево..»). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Боже...» совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже...», чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя. Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь: «Благообразный Иосиф...». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершаетсл вокруг нее каждение (трижды). Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию, затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 – о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 – о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи). Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа – малый. Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: «Христос, истинный Бог наш...».

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Она начинается возгласом: «Благословено Царство...». По Уставу, литургия начинается поздно, «о часе 10-м дне» (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви. По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни. По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты. После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси...» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся...» – в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней.

После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувим и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни канона; «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина – в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.