Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кратко] Фомина неделя – Антипасха




Антипасха и ее попразднство.

Особенности:

Отмена воскресной службы (как в 12 праздники)

Нет паремий

Нет праздничных антифонов

Особенности служб от Фоминой (понед) до отдания Пасхи:

Начало: Христос воскресенье

Вместо «видихом свет истинный» «Христос воскресе.»

После «слава тебе Христе Боже» «Христос воскресе» – 3р.

В воскресения не поют минею, кроме великих святых (Георгия Победоносца, св. Николая и др.)

В воскресения: «Воскресенье Христово» 3 р., в будни 1 раз.

Недели:

2 -Фомина.

3 – Мироносиц (Иосиф Аримофейск),

4 – расслабл.,

5 – самарянка:

6 – о слепом,

7 – св. отцев вселю. Соборов

8 – 50-ца

1-я по 50-цы – Всех святых

2-я по 50-цы – Всех святых в земле российской просиявших.

В среду 4-й недели – преполовение Пасхи

В среду 5-й недели – отдание преполовения

В среду 6-й недели – отдание Пасхи

В четверг 6-й недели – Вознесение

В пятницу 7-й недели – отдание Вознесения

В суб. 7-й недели – Троицкая Вселенская панихида.

1-й день по 50-цы – Св.Духов день.

В суб. 1-й нед по 50-цы – отдание 50-цы

[*] Неделя Антипасхи (Фомина). Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме»).

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Уставные особенности в Неделю Антипасхи. Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения, за исключением тропаря «Христос воскресе...» в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование, Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей). Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь «Христос воскресе...». На утрени – «Бог Господь...» и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу...». По полиелее тропари: «Ангельский собор...» не поются, а сразу величание: «Величаем Тя, Жизодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенна – 1-й антифон – 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды). «Слава: Молитвами апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя. Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие...» Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу…». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: «Запечатану гробу...», «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытную десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол – Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: «Ангел вопияше... Светися, светися...». В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды).

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, а в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа. На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После литургии бывает великая панихида.

Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресс...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря: «Христос воскресс...». В это время – малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни – малая ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – малая ектения заупокойная, кондаки «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи... Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до половины «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствуя Христова».

С Фоминой Недели начинастся обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи. В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны». Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне». Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самаряныни.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляются, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением завершаются на повечериях. В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...». От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор. На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство...», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются). «Христос воскресе...» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный...» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне...» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше...» поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичним тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется. 9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися», припев «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропаря с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона – светилен Пасхи и Триоди. В седмичные дни канон Пасхи не поется, но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его).

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется. Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царские врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак: «Аще и во гроб...».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны. После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися, светися...». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.