Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребление и сбережения




Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме – это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах – это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Потребление населения – один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до ¾ валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Для оценки потребительского поведения используется показатель – индекс потребительских настроений (ИПН). Он входит в число основных макроэкономических показателей, на основе которых делаются прогнозы экономического цикла. Это важно как для краткосрочного планирования любого бизнеса, так и для выработки экономической политики государства.

Потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от склонности к потреблению.

Под склонностью к потреблению понимается желание людей покупать потребительские товары. В экономическом анализе используются два понятия: средняя и предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению (APC) исчисляется как отношение потребляемой части национального дохода (С) ко всему национальному доходу (Y), т.е.

APC = _ Потребление, или C

Доход Y.

Предельная склонность к потреблению (MPC) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

MPC = Изменения в потреблении, или ΔС

Изменения в доходе ΔY

Здесь отражена функциональная зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Размер потребительских расходов определяется главным образом уровнем дохода. Следовательно, MPC будет всегда меньше единицы, так как Y<C. Отсюда следуют выводы:

1) если MPC =0, то все приращение дохода будет сберегаться, т.к. сбережение есть та часть дохода, которая не потребляется;

2) если MPC =1/2, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

3) если MPC =1, то все приращение дохода будет израсходовано на потребление.

Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

Сбережения – это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Они равны разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение – это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд.

Следовательно, сбережение – это экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования – на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного использования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин.

Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающих желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (APS) выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y), т.е.

APC = _Потребление, или S.

Доход Y

Предельная склонность к сбережению (MPS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

 

MPS = _Изменения в сбережении_, или ΔS.

Изменения в доходе ΔY

Если C + S = Y (т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то исходя из этого сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

MPC + MPS = 1.

Следовательно,

MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.