Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы эволюции экономической теории




Основные этапы эволюции экономической теории.

Эк. мысль возникла в условиях образования рабовладельческих государств. Тогда возникла частная собственность, деньги, торговля, рынок, цены. На востоке в 5-4 тыс. до н. э. были высказывания ученых, религиозных деятелей, касающиеся рабовладельческого строя. Конфуций (551) говорил о том, какими качествами должен обладать император: “Он должен быть отцом нации, образованным, способным сделать гос-во богатым, а народ довольным”. Древ. Индия (4-3 в.до н.э.) Каутилья, советник царя, оставил наставления для царя: -должен поддерживать деление общества на касты; -надо осуществлять контроль за полевым земледелием; -контроль за ремеслами; -надзор за торговлей; -контроль за сбором налогов.

Древн. Греция Ксенофон (ввел понятие экономика (правила ведения хоз), написал трактат о домоводстве), Платон (должно быть разделение труда), Аристотель(все виды деятельности делил на 2 сферы Экономика(удовлетворение потребностей), хрематистика(богатство не честным путем) (5-4 в.до н.э.) ученые-философы, рабовладельцы: -ввести разделение труда; -набирать управляющих из рабов и поощрять их; -натур. хоз., ведущееся трудом рабов - нормально.

Эк. мысль эпохи средневековья. Эк. мысль имела религиозную окраску. Хрестианство-протестанская религия рабов. Хрест-во провозглашало равенство умственного и физич. труда, осуждало богатства, частн. собственность, ростовщичество, мораль –обязательность труда. Затем хрест. мораль изменилась в худшую сторону: церковь отошла от догм раннего хрес-ва, за поддержку феодалов получала наделы земель. Средневековый теолог Фома Аквинский 13 в. обосновал правомерность крепостничества (земли без хозяина не должно быть). В 14 веке в западной Европе феодализм вступил в стадию разложения. Креп. право исчезло, натуральное хоз. заменяется товарно-денежным. Богатство сращевается с деньгами, а советники королей пишут трактаты о деньгах.

Меркантилизм. В 16-18 вв. в недрах феод-ма сформировался новый способ про-ва - капитализм. В его формировании большую роль сыграли буржуазия и купцы. Их взгляды образовали первую эк. теорию - меркантилизм. Для создания капитала нужны 2 условия: деньги, свобод. рабоч. сила + предпринимательские способности. Мерк-ты считали, что основой богатства являются деньги. Источник получения денег - внешняя торговля и неэквивалентный обмен. Мерк-зм прошел 2 стадии развития: 1) Ранний мерк-зм(16в.): денеж. баланс (чтобы деньги не уходили из страны), ввели политику протекционирования. 2) (17в.) проводят политику торгового баланса (вывоз собств. товаров преобладает над ввозом). Меры: поощрение экспортной торговли премиями, запрет вывоза необработ. сырья, создание монопол. торговых компаний типа Ост-Индской. Вывод: теория мерк-ов, воплощенная в эк.политику, сделала Англию самой богатой страной.

Физиократы (греч.власть природы)- Кенэ, Тюрго. Школа сформировалась во Франции. Сельское хоз-во - преобладающая отрасль. Содержание учений: -критика меркантелистов. Считали, что богатством является не торговля, а продукций с/х.; -разделяли общество на 3 класса (производительный, класс собственников, непроизвод. класс). Физиократы добивались эк. политики направленной на развитие крупного земледелия, нужно было объявить своб. конкуренцию, налоги возложить на земел. собственников. Они доказали несостоятельность феод. системы.

Классическая школа. Это период первонач. накопления феод-ма, когда из недр кап-ма рождалсь английский кам-зм. Петти отстаивал неприкосновенность ч/с, считал источником богатства - сферу матер. про-во, необходимо расширить сферу про-ва, и сужать сферу обращения, признавал, что даже умеренный труд спасет нацию. Смит был экономистом мануфактурного периода: применялся речной труд. Смит считал, что залогом успешности хоз. развития явл. эк. свобода рабочих и капиталистов, ч/с, свобода предпринимательства, свобода конкуренции. Считал, что задача полит. экономии определить общ. условия роста нац. богатства, товар имеет потребительскую и меновую стоимость, стоимость товара определяется кол-вом затраченного труда. Рикардо - представитель классической школы. Он видел в кап-ме прогрессивный способ про-ва, за то, чтобы с/х велось капитал. путем, задача эк. Теории определение законов. Управляющих распределением труда между двумя классами общества. Считал, что основной теорией кап-ма является стоимостью.

Утопический социолизм и капитализм. В 15-16 веке недостатки кап-ма вызвали критику. Лучшие умы человечества выступили за новую, справедливую, основанную на братстве и равенства систему. Мор “Утопия” - описание идеального строя, существовавшего на острове Утопия. Труд - всеобщая обязанность, распределение по потребностям. (Компанелло, Мабли). Руссо: несправедливо концентрировать собст. в одних руках, народ имеет право на насильственное устранение несправедливости.

Французские утописты - Сен Симон, Фурье. В 1848 году по просьбе франц. комунистов Маркс и Энгельс написали манифест ком. партии: -ликвидация ч/с на средства производства и землю, -введение коллективной собст-ти, -одинаковая обязанность труда для всех. Было написано № тома “Капитала”. (1 том -процесс про-ва капитала, поляризация капитала, 2 - воспроизводство кап-ла, 3 - воспроизводставо в целом, как создается прибавочная стоимость). Значение марксизма: это новая эк. теория, связанная с социологией. Русские марк-ты: Плеханов, Ленин, Сталин.

Маржинализм - теория предельной полезности и объективной ценности. Школа мар-ма пыталась разработать теорию поведения потребителя. Для покупателя важна полезность товара и его цена. В их анализе обмена большое внимание уделялось микроанализу. Полезность - это способность какого-либо товара удовлетворить потребность. Существует закон насыщения потребности: с удовлетворением потребностей необходимость в каком-либо благе начинает снижаться. Значение мар-ма: -они начали пересматривать предмет эк. теории, -на базе мар-ма сформировалась неоклассич. теория, - они повернули эк. теорию лицом к потребителю.

 

7. Экономическая система – понятие и характеристика.

Экономическая система
Экон. система общества. Системная организация природы и общества. Каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем.
Система - органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек - часть природы; общественная система возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и объединений как социальных феноменов.
Экон. система - связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, научно-техн., организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.
Основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ пр-ва. А технологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва.
Хозяйственный механизм - совокупность технико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон. политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.