КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговая деятельность фирмы
Маркетинг (от английского market – рынок) – система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное, доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Цель маркетинга – удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом.
Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления: 1. сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.; 2. анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.); 3. планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга); 4. формирование и реализация комплекса маркетинга. Для правильного понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо изучение функций маркетинга, рассмотрим их: Аналитическая функция. Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка — это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спрос-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже. Производственная функция. Производственная функция маркетинга включает три подфункции: 1)Организацию материально-технического снабжения
2)Управление качеством и конкурентоспособностью товаров. 3)Организация производства новых товаров. Распределительно-сбытовая функция. Охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, т.е. речь идет о продвижении его на рынок. Воздействие на рынок, являющееся одним из основополагающих принципов маркетинга, преследует цель способствовать успешной реализации товаров. Для этого требуется организовать собственный канал распределения товаров, что означает совокупность физических и юридических лиц, принимающих на себя право собственности на товары (услуги) на этапе их продвижения от производителя к потребителю. Функция управления и контроля. Управленческие функции маркетинга предполагают, прежде всего, организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. В процессе этой деятельности определяется общая стратегия предприятия, и формулируются тактические (оперативные) задачи.
Производство и краткосрочная производственная функция. Закон убывающей отдачи. Кривые продукта от переменного фактора. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта (кривая равного продукта). Эффект масштаба.
Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей. Основные характеристики производства в краткосрочном периоде следующие: ñ Два фактора производства: один постоянный, второй — переменный. В краткосрочном периоде L обычно считают переменным фактором, а К— постоянным. В этом случае над К ставят штрих. Это такой период, в течение которого предприятие не успевает заменить оборудование, простроить цех, распахать новое поле, короче, увеличить количество используемого капитала. Но в краткосрочном периоде предприятие может нанять или уволить новых работников.
ñ Краткосрочный период для каждого предприятия свой: для приобретения нового оборудования для ресторана, например кофеварки, может потребоваться один день, а вот на строительство цеха может уйти несколько лет. Соответственно для первого случая краткосрочный период — один день, а для второго — несколько лет. ñ Расширение производства зависит от изменения пропорций между постоянным и переменным факторами. При этом отдача переменного фактора убывает. ñ Количество фирм на рынке остается неизменным. В конкретной отрасли новых фирм не возникает и никто не разоряется, т. е. не покидает отрасли. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде может быть охарактеризована при помощи краткосрочной функции производства:, где — количество постоянного ресурса, — количество переменного ресурса. Краткосрочная функция производства показывает максимальный объем выпуска, который фирма может произвести, изменяя количество и комбинацию переменных ресурсов, при данном количестве постоянных ресурсов. Основные показатели деятельности фирмы Для упрощения нашего анализа предположим, что фирма использует всего два ресурса: ñ переменные ресурс — труд () ñ постоянный ресурс — капитал () А также введем новые понятия: совокупный, средний и предельный продукты. Совокупный продукт () — общий объем произведенной фирмой товаров и услуг за единицу времени Средний продукт () — доля совокупного продукта за единицу используемого ресурса Различают средний продукт: ñ по переменному ресурсу: ñ по постоянному фактору: Предельный продукт (MP) — величина прироста совокупного продукта, при изменении используемого ресурса на единицу времени. Поскольку мы рассматриваем краткосрочный период, то изменяться может лишь переменный ресурс, в нашем случае — труд. Предельный продукт труда () — показывает прирост совокупного продукта при увеличении количества труда на единицу.
Подсчитывается по одной из двух возможных формул: дискретный предельный продукт
где: ñ — два последующих значения совокупного продукта (объем выпуска) ñ — соответственно два последующих значения переменного ресурса (труд)
1. На первом этапе (при L от 0 до 4) происходит повышение отдачи переменного ресурса (т.е. срдений продукт APL растет), предельный продукт труда MPL также увеличивается и достигает своего максимального значения. Затем предельный продукт перестает расти (MPL = max, при L=3) и достигает точки своего максимума (иногда ее называют точкой убывания предельного продукта). При этом средний продукт APL продолжает расти до своего максимального значения (в нашем примере APL = max при L=4). 2. На втором этапе (при L от 4 до 7) наблюдается уменьшение отдачи переменного ресурса (т.е. средний продукт APL убывает), предельный продукт MPL также продолжает сокращаться и достигает нуля (MP = 0 при L=7). При этом объем совокупного продукта TP становится максимально возможным и его дальнейшее увеличении за счет прироста только переменных ресурсов уже неосуществимо. 3. На третьем этапе (L > 7) предельный продукт приобретает отрицательное значение (MP <0), а совокупный продукт TP начитает сокращаться. Для достижения наиболее эффективных результатов и минимизации издержек фирме следует использовать переменный ресурс в объеме, соответствующем 2 этапу. На 1 этапе дополнительное использование переменного ресурса ведет к снижению средних издержек. На 3 этапе сокращаются совокупный объем выпуска и средние издержки (т.е. прибыльность падает). Причина подобного поведения производственной функции кроется в законе убывания предельной отдачи: Закон убывания предельной отдачи. Начиная с некоторого момента времени, дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет к сокращению предельной отдачи, или предельного продукта. Данный закон носит универсальный характер и характерен практически для всех экономических процессов.
Долгосрочный период (long run) – период, в течение которого меняется количество всех используемых факторов производства. Основные характеристики производства в долгосрочном периоде следующие: ñ Оба фактора производства – переменные. Например, предприятие может одновременно нанять дополнительных рабочих (увеличить L) и построить новый цех (увеличить К). ñ Отдача от масштаба. Рост производства происходит в результате увеличения использования факторов производства. ñ Расширение производства происходит при постоянной пропорции между двумя используемыми факторами – если размер использованного капитала растет, то и размер использованного труда растет на ту же величину. ñ Количество фирм на рынке меняется – возникают новые фирмы, а часть существующих разоряется или прекращает деятельность. Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска. Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают
Изокванты могут иметь различный вид: a. линейный – когда предполагается полная за-мещаемость одного фактора другим; b. в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно; c. ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов; d. гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства (рис. 16.2). Эффект масштаба – экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться.
Издержки фирмы в краткосрочном периоде: внешние и внутренние (с позиций альтернативности затрат); постоянные и переменные, общие, средние и предельные (с позиций оптимизации производства).
.
• Постоянные издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда производственная деятельность на предприятии приостановлена, а объем производимой продукции равен нулю. Предприятие может избежать этих издержек, только полностью прекратив свою деятельность; • Переменные издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.). Валовые издержки (ТС) — сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства: ТС= TFC+ TVC. Поскольку TFC равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения TVС, т. е. будет определяться действием закона убывающей предельной производительности. • средние постоянные издержки (AFC) — постоянные издержки, исчисленные на единицу продукции:
График средних постоянных издержек представлен гиперболой (рисунок ниже).
• средние переменные издержки (AVC) — переменные издержки в расчете на единицу продукции:
График средних переменных издержек представляет собой неправильную параболу ветвями вверх. На этой кривой можно выделить два отрезка. На первом — AVC снижаются, на втором — увеличиваются. Подобная динамика средних переменных издержек связана с действием закона убывающей предельной отдачи. • средние совокупные издержки (АТС) — общие издержки в расчете на единицу продукции:
График средних совокупных издержек получаем путем вертикального суммирования двух кривых — AFC и AVC. В этой связи динамика АТС будет связана с динамикой средних постоянных и средних переменных издержек. Пока снижаются и те и другие, АТС падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных, AТС начинают возрастать Предельные издержки (МС) — дополнительные издержки, необходимые для производства каждой последующей единицы продукции:
Издержки в долгосрочном периоде. Анализ уровня издержек и изокоста (прямая равных издержек). Оптимизация производства в долгосрочном периоде. «Путь развития» фирмы.
Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.
Кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибающую бесконечное число кривых краткосрочных средних издержек производства, которые соприкасаются с ней в точках их минимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.
Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий характер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расширением масштабов деятельности, которое влечет за собой:[<анонимны4] 1.Рост специализации труда. 2.Рост специализации управленческого труда. 3.Эффективное использование капитала (средств производства). 4.Экономию от использования вторичных ресурсов. У крупного предприятия больше возможностей для производства побочной продукции, чем у мелкой фирмы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |