Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговая деятельность фирмы




Маркетинг (от английского market – рынок) – система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное, доведение товаров от сферы производства до сферы по­требления. Цель маркетинга – удовлетворение потребностей покупате­ля и за счет этого получение прибыли продавцом.

 

Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления:

1. сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.;

2. анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.);

3. планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);

4. формирование и реализация комплекса маркетинга.

Для правильного понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо изучение функций маркетинга, рассмотрим их:

Аналитическая функция. Вся экономическая система общест­ва функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Та­ким образом, изучение рынка — это первое, чем должен зани­маться специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, ем­кость, спецификация, количество конкурентов, состояние спро­с-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.

Производственная функция. Производственная функция маркетинга включает три подфункции:

1)Организацию материально-технического снабжения

 

2)Управление качеством и конкурентоспособностью товаров.

3)Организация производства новых товаров.

Распределительно-сбытовая функция. Охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, т.е. речь идет о продвижении его на рынок. Воздействие на рынок, являющееся одним из основополагающих принципов маркетинга, преследует цель способствовать успешной реализации товаров. Для этого требуется организовать собственный канал распределения това­ров, что означает совокупность физических и юридических лиц, принимающих на себя право собственности на товары (услуги) на этапе их продвижения от производителя к потребителю.

Функция управления и контроля. Управленческие функции маркетинга предполагают, прежде всего, организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. В процессе этой дея­тельности определяется общая стратегия предприятия, и формулируются тактические (оперативные) задачи.

 

Производство и краткосрочная производственная функция. Закон убывающей отдачи. Кривые продукта от переменного фактора. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта (кривая равного продукта). Эффект масштаба.

 

 

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

 

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

Основные характеристики производства в краткосрочном периоде следующие:

ñ Два фактора производства: один постоянный, второй — переменный. В краткосрочном периоде L обычно считают переменным фактором, а К— постоянным. В этом случае над К ставят штрих. Это такой период, в течение которого предприятие не успевает заменить оборудование, простроить цех, распахать новое поле, короче, увеличить количество используемого капитала. Но в краткосрочном периоде предприятие может нанять или уволить новых работников.

ñ Краткосрочный период для каждого предприятия свой: для приобретения нового оборудования для ресторана, например кофеварки, может потребоваться один день, а вот на строительство цеха может уйти несколько лет. Соответственно для первого случая краткосрочный период — один день, а для второго — несколько лет.

ñ Расширение производства зависит от изменения пропорций между постоянным и переменным факторами. При этом отдача переменного фактора убывает.

ñ Количество фирм на рынке остается неизменным. В конкретной отрасли новых фирм не возникает и никто не разоряется, т. е. не покидает отрасли.

Деятельность фирмы в краткосрочном периоде может быть охарактеризована при помощи краткосрочной функции производства:, где — количество постоянного ресурса, — количество переменного ресурса.

Краткосрочная функция производства показывает максимальный объем выпуска, который фирма может произвести, изменяя количество и комбинацию переменных ресурсов, при данном количестве постоянных ресурсов.

Основные показатели деятельности фирмы

Для упрощения нашего анализа предположим, что фирма использует всего два ресурса:

ñ переменные ресурс — труд ()

ñ постоянный ресурс — капитал ()

А также введем новые понятия: совокупный, средний и предельный продукты.

Совокупный продукт () — общий объем произведенной фирмой товаров и услуг за единицу времени

Средний продукт () — доля совокупного продукта за единицу используемого ресурса

Различают средний продукт:

ñ по переменному ресурсу:

ñ по постоянному фактору:

Предельный продукт (MP) — величина прироста совокупного продукта, при изменении используемого ресурса на единицу времени.

Поскольку мы рассматриваем краткосрочный период, то изменяться может лишь переменный ресурс, в нашем случае — труд.

Предельный продукт труда () — показывает прирост совокупного продукта при увеличении количества труда на единицу.

Подсчитывается по одной из двух возможных формул:

дискретный предельный продукт

 

где:

ñ — два последующих значения совокупного продукта (объем выпуска)

ñ — соответственно два последующих значения переменного ресурса (труд)

 

1. На первом этапе (при L от 0 до 4) происходит повышение отдачи переменного ресурса (т.е. срдений продукт APL растет), предельный продукт труда MPL также увеличивается и достигает своего максимального значения. Затем предельный продукт перестает расти (MPL = max, при L=3) и достигает точки своего максимума (иногда ее называют точкой убывания предельного продукта). При этом средний продукт APL продолжает расти до своего максимального значения (в нашем примере APL = max при L=4).

2. На втором этапе (при L от 4 до 7) наблюдается уменьшение отдачи переменного ресурса (т.е. средний продукт APL убывает), предельный продукт MPL также продолжает сокращаться и достигает нуля (MP = 0 при L=7). При этом объем совокупного продукта TP становится максимально возможным и его дальнейшее увеличении за счет прироста только переменных ресурсов уже неосуществимо.

3. На третьем этапе (L > 7) предельный продукт приобретает отрицательное значение (MP <0), а совокупный продукт TP начитает сокращаться.

Для достижения наиболее эффективных результатов и минимизации издержек фирме следует использовать переменный ресурс в объеме, соответствующем 2 этапу. На 1 этапе дополнительное использование переменного ресурса ведет к снижению средних издержек. На 3 этапе сокращаются совокупный объем выпуска и средние издержки (т.е. прибыльность падает).

Причина подобного поведения производственной функции кроется в законе убывания предельной отдачи:

Закон убывания предельной отдачи. Начиная с некоторого момента времени, дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет к сокращению предельной отдачи, или предельного продукта.

Данный закон носит универсальный характер и характерен практически для всех экономических процессов.

 

Долгосрочный период (long run) – период, в течение которого меняется количество всех используемых факторов производства.

Основные характеристики производства в долгосрочном периоде следующие:

ñ Оба фактора производства – переменные. Например, предприятие может одновременно нанять дополнительных рабочих (увеличить L) и построить новый цех (увеличить К).

ñ Отдача от масштаба. Рост производства происходит в результате увеличения использования факторов производства.

ñ Расширение производства происходит при постоянной пропорции между двумя используемыми факторами – если размер использованного капитала растет, то и размер использованного труда растет на ту же величину.

ñ Количество фирм на рынке меняется – возникают новые фирмы, а часть существующих разоряется или прекращает деятельность.

Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.

Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают


Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y1,у2, у3– изокванты продукта.


Рис. 16.2. Виды изоквант

Изокванты могут иметь различный вид:

a. линейный – когда предполагается полная за-мещаемость одного фактора другим;

b. в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;

c. ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;

d. гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства (рис. 16.2).

Эффект масштаба – экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться.

 

Издержки фирмы в краткосрочном периоде: внешние и внутренние (с позиций альтернативности затрат); постоянные и переменные, общие, средние и предельные (с позиций оптимизации производства).

 

.

 

Постоянные издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции. Постоянные издержки су­ществуют даже тогда, когда производственная деятельность на предприятии приостановлена, а объем производимой продукции равен нулю. Предприятие может избежать этих издержек, только полностью прекратив свою деятельность;

Переменные издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.).

Валовые издержки (ТС) — сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства: ТС= TFC+ TVC. Поскольку TFC равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения TVС, т. е. будет определяться действием закона убывающей предельной производительности.

средние постоянные издержки (AFC) — постоянные издерж­ки, исчисленные на единицу продукции:

 

График средних постоянных издержек представлен гипербо­лой (рисунок ниже).

 

средние переменные издержки (AVC) — переменные издерж­ки в расчете на единицу продукции:

 

График средних переменных издержек представля­ет собой неправильную параболу ветвями вверх. На этой кривой можно выделить два отрезка. На первом — AVC снижаются, на втором — увеличиваются. Подобная динамика средних перемен­ных издержек связана с действием закона убывающей предель­ной отдачи.

средние совокупные издержки (АТС) — общие издержки в расчете на единицу продукции:

 

График средних совокупных издержек полу­чаем путем вертикального суммирования двух кривых — AFC и AVC. В этой связи динамика АТС будет связана с динамикой средних постоянных и средних переменных издержек. Пока сни­жаются и те и другие, АТС падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обго­нять падение постоянных, AТС начинают возрастать

Предельные издержки (МС) — дополнительные из­держки, необходимые для производства каждой последующей единицы продукции:

 

 

Издержки в долгосрочном периоде. Анализ уровня издержек и изокоста (прямая равных издержек). Оптимизация производства в долгосрочном периоде. «Путь развития» фирмы.

 

Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.

 

 

Кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибаю­щую бесконечное число кривых краткосрочных средних издер­жек производства, которые соприкасаются с ней в точках их ми­нимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с ко­торыми может быть обеспечен любой объем выпуска при усло­вии, что фирма имеет время для изменения всех факторов про­изводства.

Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изме­нением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.

 

Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий характер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расширением масштабов деятельности, которое влечет за собой:[<анонимны4]

1.Рост специализации труда.

2.Рост специализации управленческого труда.

3.Эффективное использование капитала (средств производства).

4.Экономию от использования вторичных ресурсов. У крупного предприятия больше возможностей для производства побочной продукции, чем у мелкой фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.