Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания




Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве “страховые пла­тежи” либо “страховые взносы”.

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37, 39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов', в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях — гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния2 (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей — работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как “страховые взносы”.

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе “О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо “социального налога” в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны “взносы в государственные социальные внебюджетные фонды”, предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов1.

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов2.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы)

платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Являясь по своей правовой природе обязательными платежа­ми, страховые взносы в названные фонды имеют ряд характерных для этих платежей признаков. При этом одна часть признаков этих платежей совпадает с признаками налогов, другая — с признака­ми сборов.

Во-первых, страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды как и общеобязательные налоги и сборы, устанавливаются законом и носят публичный характер. Поэтому и отношения по уплате страховых взносов, также как и налогов, возникают независимо от воли участников — в силу закона;

во-вторых, плательщики страховых взносов в эти внебюджет­ные фонды подлежат обязательной регистрации, как и плательщи­ки налогов и сборов;

в-третьих, страховые платежи (взносы) являются регулярными платежами п носят постоянный характер. Они уплачиваются в определенном порядке и конкретные сроки, установленные в нор­мативно-правовых актах;

в-четвертых, за просрочку уплаты страховых взносов предус­мотрено не только взыскание в бесспорном порядке недоимок, но и взимание пени, а за сокрытие или занижение сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы — применение в судебном порядке финансовых санкций;

в-пятых, контроль за полнотой и своевременностью начисле­ния и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется не только со стороны самих внебюджетных фондов, но и со стороны налоговых органов, а также Министерства финансов РФ и Феде­рального казначейства;

в-шестых, страховые взносы, взимаемые в государственные со­циальные внебюджетные фонды, несмотря на то, что не включают­ся в федеральный бюджет, имеют общегосударственное значение, ибо централизованные в этих фондах денежные средства, аккуму­лированные в виде обязательных страховых платежей (взносов), расходуются, прежде всего, для финансирования в общегосударст­венных целях конкретных социальных потребностей граждан: на социальное обеспечение по возрасту, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь, на защиту от безработицы и т.п. Однако исполь­зование- финансовых ресурсов указанных внебюджетных фондов в общегосударственных целях не препятствует одновременной “пер­сонификации” получаемых из этих фондов выплат*.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

• субъект страховых взносов (т.е. определяет плательщика-страховщика);

• обьект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взяосы);

• ставка (т.е. тариф — размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

• льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начислягются);

• сроки и порядок уплаты;

• ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день

просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи, т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически “парализуют реализацию конституционных прав и свобод” юридических и физических лиц1;

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным2. Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефици­та, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд

(пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.