Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция конкуренции в экономике




Роль конкуренции заключается в широком рассредотачивании, или рассеивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

Основные функции конкуренции:

1. Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.

2. Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.

3. Функция распределения. Конкуренция позволяет рас­пределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.

4. Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каж­дой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохо­зяйство, предприятие и государство.

Итак, подведем итоги нашего знакомства с понятием «конкуренция». Причиной конкуренции является ограниченность ресурсов и благ. Следствием — развитие экономики и научно-технический прогресс, полное удовлетворение потре­бительского спроса. Чем более развита конкуренция в экономической системе, тем ниже издержки производства, выше качество товара, ниже его цена, больше выгода потребителя и общества. К сожалению, сегодня в стане экономистов поговаривают об угасании или ослаблении конкуренции. Это происходит благодаря негативным рыночным процессам, скажем слиянию и тайному сговору компаний. Технический прогресс также способствует упадку конкурен­ции, поскольку он требует крупного производства, крупных рынков сырья, информации. Это ведет к концентрации рынка, в котором господствует одна или несколько компаний.

Кроме явных преимуществ конкуренции, у нее есть и недостатки. Банкротство предприятий — одно из самых неприятных последствий конкуренции, которое приводит к повышению уровня безработицы в обществе. Кроме того, фирмы, вовлеченные в конкурентную борьбу, не всегда соблюдают законность и правопорядок в обществе. Мы часто бываем свидетелями недобросовестной конкуренции, ложной рекламы, фальсифицированных товаров, разрушения зданий конкурентов. Существует также промышленный шпионаж, подкуп должностных лиц, «утечка мозгов», то есть пере­манивание специалистов из одной компании в другую. А конкуренция на «черном» рынке между производителями запрещенной продукции вообще способствует криминализации общества, в котором «прав тот, у кого больше прав и денег».

Несмотря на эти негативные явления, мы говорим: «Да здравствует конкуренция!», поскольку без нее нет рынка, экономического роста, а значит и нет прогресса цивилиза­ции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.