КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отклоняющегося поведения подростков
Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения Дети и подростки, склонные к девиантному поведению, являются членами ученических коллективов. Они, так или иначе, подчиняются нормам взаимоотношений в коллективе, находятся под влиянием его ценностей. Вместе с тем существуют педагогические приемы (рис. 189, с. 205), с помощью которых положительное коррекционное воздействие коллектива на «трудных» подростков может быть усилено.
Для предупреждения и преодоления девиантного поведения необходимо «нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения» [2, c. 225]. Прежде всего необходима коррекция общения и взаимоотношений в семьях «трудных» подростков. Существуют разные пути и средства педагогического воздействия на воспитательный потенциал семьи, семейный микроклимат, характер внутрисемейных отношений. В случае если между педагогами учреждения образования и родителями подростка с отклоняющимся поведением существует взаимопонимание, родители осознают проблемы своего ребенка, то возможен прямой путь коррекционного воздействия на семью: родители принимают помощь педагогов, участвуют в мероприятиях, проводимых учреждением образования и классным руководителем в рамках педагогического просвещения и других форм работы с родителями. В противном случае (семья негативно или безразлично относится к рекомендациям и содействию педагогов в воспитании ребенка) приемлем косвенный путь коррекционно–педагогического воздействия на семью через самих детей, через организацию совместной деятельности детей и взрослых в семье, по месту жительства, в учреждении образования. Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог и другие педагогические работники помогают семье оценить внутрисемейную атмосферу, проанализировать характер семейного общения; вызывают желание изменить сложившиеся взаимоотношения в семье, показывают пути и способы этого изменения; определяют совместно с членами семьи перспективы положительного общественно значимого и привлекательного для ребенка семейного общения. Формы и методы работы с семьями, где растут дети, склонные к девиантному поведению, зависят от типа семей [2] (табл. 66).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Докажите, что понятие «отклоняющееся (девиантное) поведение» имеет междисциплинарный характер. Как определяется данное понятие в коррекционной педагогике? 2. Назовите и содержательно интерпретируйте виды отклоняющегося поведения. 3. Раскройте существенные признаки отклоняющегося поведения. 4. Каковы факторы и причины девиантного поведения? 5. Проведите классификацию девиантного поведения. 6. Охарактеризуйте стадии возникновения социально-педагогической запущенности. 7. Назовите наиболее опасные формы отклоняющегося поведения. Каковы их основные причины? 8. Раскройте особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития, и направления работы педагога по преодолению этих особенностей. 9. Определите понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение». Назовите факторы и причины агрессивного поведения детей и подростков. По каким признакам педагог может распознать детскую агрессивность? 10. Содержательно интерпретируйте понятия первичной, вторичной и третичной профилактики применительно к проблеме профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Определите понятия «общая профилактика», «специальная профилактика» отклоняющегося поведения. 11. Охарактеризуйте направления профилактической работы среди несовершеннолетних. Опишите технологию работы педагога (классного руководителя) по профилактике девиантного поведения подростков. 12. Выделите этапы коррекционно-воспитательной работы педагога с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению. Какие методы коррекции отклоняющегося поведения применяет педагог в работе с детьми и подростками? 13. С помощью каких педагогических приемов педагог может усилить положительное коррекционное воздействие ученического коллектива на «трудных» подростков? 14. Раскройте специфику работы педагогов с разными типами семей, в которых растут дети, склонные к девиантному поведению. 15. На основе материалов источника № 6 (с. 199—213) в списке рекомендуемой литературы по данной теме составьте план (программу) коррекционно-воспитательной работы с подростком, находящимся в социально опасном положении.
Рекомендуемая литература
1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / М. И. Рожков [и др.]; под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 238 с. 2. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — С. 25—39; 173—237. 3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с. 4. Кондрашенко В. Т., Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие. — Минск: Аверсэв, 2004. — С. 35—60; 93—184; 205—220. 5. Ничишина Т. В., Ткачук А. М. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: учеб.-метод. пособие. — Брест: БрГУ, 2009. – 96 с. 6. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.]; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. — Минск: ТетраСистемс, 2010. — С. 74—79; 129—135; 199—213. 7. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей. — М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. — Гл. 2, 3, 4, 5. 8. Ребенок и социум / сост.: Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнева. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с. 9. Раттер М. Помощь трудным детям / пер. с англ.; под общ. ред. А. С. Спиваковской. — М.: Прогресс, 1987. — 424 с. 10. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 345—375. 11. Торхова А. В., Царик И. А., Чернявская А. С. Профилактика противоправного поведения школьников. — Минск: Национальный институт образования, 2009. — С. 30—56. 12. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Минск: Ильин В. П., 1996. — 192 с. 13. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. — 336 с.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |